Как сохранить присутствие российских товаров на внешних рынках...

| статьи | печать

...а также в каких секторах риски «выдавливания» с зарубежных рынков наиболее велики, проанализировали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), рассмотрев четыре модели присутствия России на экспортных рынках.

Поднятые в исследовании вопросы, несомненно, актуальны, поскольку аналитики ЦМАКП справедливо утверждают, что ситуация, возникшая с конца февраля, в большой мере затронула внешнюю торговлю.

Прочность позиций России на экспортных рынках они оценивают с помощью двух критериев — относительных позиций среди других стран по географической концентрации экспорта и удельным экспортным ценам. Позиции наиболее прочны по товарам, реализуемым на многих внешних рынках по высоким ценам (куда на агрегированном уровне относится нефтепереработка), и неустойчивы по нишевым низкомаржинальным товарам (куда относится большинство видов деятельности).

Узкий спектр экспортных рынков по многим товарам эксперты ЦМАКП связывают с исторически высокой ориентированностью России на близлежащие страны СНГ. Этот эффект выражен в отраслях обрабатывающей промышленности: в страны СНГ вывозится в стоимостном выражении более 67% продукции легкой промышленности, 38% — машиностроения, почти 29% — пищевой промышленности. При этом доля стран СНГ по экспорту в целом составляет лишь 11%: она невелика в сырьевых секторах.

Более половины товарных позиций вывозятся в ограниченный круг стран и реализуются по относительно низким экспортным ценам — такие товарные позиции формируют около 16% стоимостного объема экспорта России (см. таблицу). И лишь по 4% от общего числа товаров действует модель широкого присутствия и высокой маржинальности, но по объему экспорта вклад этих товаров превышает 22%.

Относительная значимость моделей присутствия России на экспортных рынках по видам экономической деятельности, %

Вид деятельности

I — ШВ*

II — ШН*

III — НВ*

IV — НН*

Распределение по числу товарных позиций

ВСЕГО

4,1

10,4

31,7

53,8

A: сельское и лесное хозяйство, рыболовство

5,2

16,6

30,4

47,9

B: добыча полезных ископаемых

16,7

25,6

30,0

27,8

C: обрабатывающие производства

3,8

9,5

31,8

54,9

10—12 пищевые производства

7,8

13,7

29,1

49,4

13—15 легкая промышленность

2,0

3,3

42,8

51,9

16—18 лесобумажные производства

3,7

18,8

21,6

56,0

19 нефтепереработка

9,5

52,4

9,5

28,6

20—22 химический комплекс

4,4

9,4

36,0

50,2

24—25 металлургия

3,4

11,9

29,6

55,1

26—30 машиностроение

3,3

7,6

26,7

62,4

прочие отрасли (23, 31—33)

1,7

10,6

26,6

61,1

Справочно: обработка без нефтепродуктов

3,8

9,3

31,9

55,0

D—U: прочие отрасли

5,6

15,6

32,2

46,7

Распределение по стоимостным объемам экспорта

ВСЕГО

22,8

52,7

8,5

16,0

* Обозначения моделей присутствия (квадрантов): I — широкая высокомаржинальная; II — широкая низкомаржинальная; III — нишевая высокомаржинальная; IV — нишевая низкомаржинальная.

Источник: оценки ЦМАКП по данным CEPII BACI за 2019 г.

Аналитиков ЦМАКП заинтересовали отраслевые различия в использовании описанных выше моделей присутствия на внешних рынках. Если в добыче полезных ископаемых ожидаемо преобладает модель широкого присутствия на рынках при наличии дисконта к цене (модель II), то в сельском хозяйстве 70% экспорта формируется за счет товаров, поставляемых на узкий круг рынков по относительно низким ценам (модель IV), а в обрабатывающих производствах модели присутствия дифференцируются уже на более детальном отраслевом уровне.

Модель I

Наиболее эффективная высокомаржинальная модель широкого присутствия на зарубежных рынках (модель I) характерна прежде всего для нефтепереработки, а также для отдельных товаров пищевой промышленности, химического комплекса и металлургии (в пищевых производствах это мороженые крабы и креветки, рапсовое и соевое масло, свекловичный жом; в химических производствах — обогащенный уран, ТВЭЛы, метанол; в металлургии — палладий, проволока из рафинированной меди, продукты восстановления железной руды, трубы для нефте- и газопроводов).

«Здесь позиции страны на внешних рынках наиболее прочны, так как имеются возможности для маневра как по торговым партнерам, так и по ценам», — характеризует данную модель ведущий эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко.

Модель II

Низкомаржинальная модель широкого присутствия на экспортных рынках (модель II) выступает как доминирующая, помимо добывающего сектора, также в химическом комплексе (прежде всего это химические удобрения, а также углерод и шины для легковых автомобилей), а в металлургии, пищевых производствах, лесобумажной промышленности и прочих отраслях (в металлургии это необработанный алюминий и сплавы, полуфабрикаты из железа или стали, никелевый штейн; в пищевых производствах — подсолнечное масло, мороженый лосось, водка, табак; в лесобумажных производствах — клееная фанера, мешочная крафт-бумага, натронная или сульфатная целлюлоза из хвойных пород; в прочих отраслях — банки для консервирования, изделия из асфальта и нефтяного битума в рулонах) в рамках этой модели формируется от пятой до третьей части экспорта.

«Основная часть вывоза сырья проходит по этой модели, а ее недостатком выступают низкие по сравнению с конкурентами цены», — отмечает эксперт.

Модель III

Высокомаржинальная модель нишевого присутствия на зарубежных рынках (модель III) «отвечает» за 30—45% объемов экспорта в таких отраслях, как легкая промышленность, машиностроение и металлургия (в легкой промышленности это различные виды обуви, а также куртки и свитеры из химических нитей; в машиностроении — турбореактивные двигатели, радиолокационная аппаратура, приемная аппаратура для ТВ-связи цветного изображения, теплообменники, автомобили спецназначения; в металлургии — золото, необработанные никель и платина, полуобработанный палладий, плакированный оцинкованный плоский прокат шириной 600 мм или более).

«При этом ни в одной отрасли эта модель однозначно не доминирует. Риск модели — „выдавливание“ с рынков, но есть запас по снижению экспортных цен для сохранения позиций», — констатирует А. Гнидченко.

Модель IV

Наконец, низкомаржинальная модель нишевого присутствия (модель IV), кроме сельского хозяйства, преобладает в лесобумажных производствах, пищевой и легкой промышленности, машиностроении, прочих отраслях (в лесобумажной отрасли это лесоматериалы из сосны, пихты и ели, беленая натронная или сульфатная целлюлоза из хвойных пород, газетная бумага, ДСП; в «пищевке» — мороженые минтай и треска, шоколад, жмыхи, сигареты; в легкой промышленности — кожа крупного рогатого скота, хлопчатобумажные майки, нетканые материалы из химических нитей; в машиностроении — самолеты, вертолеты и их части, легковые автомобили, стиральные машины, части турбореактивных или турбовинтовых двигателей, мобильные телефоны; в прочих отраслях — алмазы неоправленные и незакрепленные, шлаковата и минеральная вата). Около четверти объемов экспорта продукции химического и металлургического комплексов также формируется в соответствии с данной моделью (в химическом комплексе это смеси мочевины и нитрата аммония, прочие лекарственные средства, шины для автобусов; в металлургии — катоды и секции катодов из меди, нелегированный передельный чугун, горячекатаный неплакированный плоский прокат шириной 600 мм или более). Риски на экспортных рынках для продукции, реализуемой по такой модели, максимальны (за исключением ряда сельскохозяйственных товаров — прежде всего имеется в виду зерно, в особенности пшеница).

«Для таких стандартизированных товаров экспортные цены приближены к ценам на мировых биржах, а зависимость стран-покупателей от России очень велика, особенно сейчас, когда Украина потеряла возможность экспортировать продовольствие по морю. В этих условиях позиции России на мировом рынке зерна выглядят как никогда прочными», — считает ведущий эксперт ЦМАКП.

Но при этом он отмечает, что наиболее устойчиво присутствие России на внешних рынках по товарам, реализуемым по моделям I, II (с широким представительством на внешних рынках). Это около трех четвертей российского экспорта товаров, в том числе более 40% экспорта товаров обрабатывающей промышленности.

Эксперт считает, что для модели III узость географической направленности экспорта может быть частично компенсирована возможностью предоставления скидок (для модели II, по его словам, это тоже верно в условиях острой фазы санкций, как показывает опыт реализации нефти сорта Urals со скидками до 30 долл. за барр. — такие размеры скидок возможны на фоне энергетического кризиса и роста цен на нефть, но в долгосрочном периоде в случае снижения цен на нефть возможности предоставления скидок по товарам, реализуемым по модели II, могут заметно сократиться).

Модель IV имеет сразу два ограничения — концентрация экспорта на небольшом числе рынков и относительно невысокие экспортные цены (с одной стороны, констатирует аналитик, для стандартных биржевых товаров невысокие экспортные цены могут «работать в плюс» в международной конкуренции, так как свидетельствуют о низких затратах; с другой — для небиржевых товаров невысокие экспортные цены указывают на отсутствие возможности продавать дороже, то есть на низкую «премию за качество»).

«По товарам, реализуемым по этой модели, присутствие России на экспортных рынках сохранить будет сложнее всего, — считает А. Гнидченко. — И здесь необходимо поддерживать развитие за счет внутреннего рынка (тем более что сельское хозяйство, пищевая промышленность и целлюлозно-бумажные производства, в которых эта модель преобладает, в течение последних десяти лет показывали успехи в локально ориентированном развитии)».