Новый законопроект о землеустройстве: Минсельхоз России предлагает изменить документацию на сельскохозяйственные земли

| статьи | печать

На публичное обсуждение вынесен очередной законопроект о землеустройстве. Его разработчик — Минсельхоз России. Многие положения этого законопроекта связаны с необходимостью регулировать сельскохозяйственные земли. Так, предлагается разрабатывать наряду с документами территориального планирования землеустроительную карту (схему). Этим будут заниматься органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные образования. Кроме того, могут появиться сельскохозяйственные регламенты, в которых будут указывать виды разрешенного использования сельскохозяйственных земель.

Минсельхоз России разработал законопроект «О землеустройстве». Он размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под ID 02/04/04-22/00126300 (далее — законопроект). Публичное обсуждение законопроекта продлится до 08.06.2022.

Зачем нужны поправки?

На данный момент землеустройство регулируется положениями ЗК РФ, а также Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон о землеустройстве).

В этих законах указано, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Разработчики законопроекта посчитали, что такое правовое регулирование не дает надлежащего представления о месте землеустройства в организации землепользования, освоении, рациональном использовании и охране земель. Так, землеустроительные работы необоснованно стали приравниваться к кадастровым работам, работы по зонированию и планированию использования земель — к градостроительной деятельности.

Кроме того, планирование и организация использования земель сельскохозяйственного назначения регулируются исключительно положениями ГрК РФ, целями которого является деятельность, направленная на развитие территорий и связанная с застройкой городов и иных поселений, межселенной территории, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории. При этом территориальное планирование не учитывает характеристики земель сельскохозяйственного назначения в качестве производственного и природного ресурса. Из-за этого в документах территориального планирования отсутствуют границы земель сельскохозяйственного назначения, границы ценных и особо ценных продуктивных земель.

Также разработчики законопроекта указали, что на данный момент проблема еще и в том, что не определена государственная политика в области землеустройства. Это имеет особое значение для земель сельскохозяйственного назначения.

Землеустроительные карты (схемы)

В законопроекте предлагается разрабатывать наряду с документами территориального планирования землеустроительную карту (схему). Это землеустроительный документ планирования рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения на территории РФ, административного территориального образования, его части, подготовленный с учетом социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий, создания и совершенствования инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и их объединений, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (п. 17 ст. 1 законопроекта). Землеустроительную карту (схему) будут разрабатывать органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (ст. 36, 38 законопроекта).

Так, землеустроительная карта (схема) субъекта РФ должна содержать:

  • межотраслевое распределение земель по категориям, угодьям и формам собственности;

  • размещение объектов агропромышленного комплекса регионального значения;

  • размещение объектов капитального строительства, мелиоративных систем, дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры (п. 2 ст. 36 законопроекта).

В карту (схему) землеустройства муниципального образования будут включать:

  • положение о планировании рационального использования земель и их охраны;

  • карту планируемого размещения объектов капитального строительства в сфере агропромышленного комплекса, не являющихся объектами местного значения, а также объектов местного значения в сфере агропромышленного комплекса, не отображенных в схеме территориального планирования муниципального образования;

  • карту организации рационального использования и охраны земель муниципального образования (п. 1 ст. 38 законопроекта).

Сельскохозяйственное территориальное зонирование

В законопроекте предусмотрено сельскохозяйственное территориальное зонирование, которое определяет границы сельскохозяйственных территориальных зон по пригодности земель сельскохозяйственного назначения для использования в сельскохозяйственном производстве. Эти границы устанавливаются по административным границам муниципальных образований, границам полос отвода объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, естественным границам природных объектов, границам земельных участков и иным границам (п. 16 ст. 1, ст. 40 законопроекта).

Для каждой сельскохозяйственной территориальной зоны будут утверждаться правила сельскохозяйственного землепользования, являющиеся видом землеустроительной документации.

К зонам сельскохозяйственного использования относятся:

  • зоны земель сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения;

  • зоны земель сельскохозяйственных угодий;

  • зоны особо ценных земель сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 41 законопроекта).

Правила сельскохозяйственного землепользования

Также предполагается разработка правил сельскохозяйственного землепользования, включая сельскохозяйственный регламент, которая осуществляется с учетом результатов процедур публичных обсуждений. В правилах сельскохозяйственного землепользования будут установлены правила использования земель в границах зон сельскохозяйственного использования, сельскохозяйственные регламенты, а также порядок применения документа и внесения в него изменений (п. 12 ст. 1 законопроекта).

Правила сельскохозяйственного землепользования включают в себя:

  • карту сельскохозяйственного территориального зонирования земель сельскохозяйственного назначения;

  • сельскохозяйственный регламент;

  • паспорт качества почв;

  • карту планируемого размещения сельскохозяйственных угодий;

  • карту границ земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования) и иных земель в случаях, определенных иными федеральными законами;

  • карту почвенных контуров;

  • карту агропроизводственных групп земель сельскохозяйственного назначения;

  • технику и технологию орошения на мелиорированных землях;

  • карту мелиоративных систем и отдельно расположенных гид­ротехнических сооружений;

  • проект мелиорации земель (при наличии) (ст. 42 законопроекта).

Сельскохозяйственный регламент

В сельскохозяйственном регламенте будут указывать виды разрешенного использования земель на основании их принадлежности к категории земель сельскохозяйственного назначения, целевого назначения и в соответствии с правилами сельскохозяйственного землепользования, в пределах границ соответствующей сельскохозяйственной зоны. Изменение видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, будет происходить на основании проекта организации рационального использования и охраны земель

На земельных участках, в отношении которых действует сельскохозяйственный регламент, будут запрещены строительство зданий, сооружений, и виды деятельности, не предусмотренные таким регламентом (ст. 46 законопроекта).

Комментарий эксперта

Текущая редакция законопроекта о землеустройстве находится одновременно на стыке градостроительного регулирования, регулирования вопросов ведения ЕГРН и непосредственно земельного законодательства. Такой комплексный подход в итоге и становится главным недостатком данного законопроекта — в него включены совершенно разноплановые по своему содержанию вопросы, часть из которых в текущем законодательстве являются проблемными и могут лишь усугубиться текущим проектом.

Следует начать с отсутствия ясности соотношения «землеустроителя» и «кадастрового инженера» как видов специального статуса.

В документе предусмотрено установление требования прохождения «государственной экспертизы» для всех видов землеустроительной документации, к которой отнесены в том числе землеустроительные дела. В чем логика такого регулирования и как это соотносится с текущими полномочиями Федеральной кадастровой палаты Росреестра, остается неясным.

Достаточно большое внимание уделяется вопросам сельскохозяйственных земель, в том числе предлагается установить сельскохозяйственный регламент, который по сути представляет собой градостроительный регламент для земель сельскохозяйственного назначения. В свою очередь, Градостроительный кодекс устанавливает, что градостроительный регламент для сельхозземель не устанавливается (п. 6 ст. 36 ГрК РФ). Вместо изменения этой нормы в законопроекте регулирование из профильного нормативного акта отнесено к отдельному акту. Остается неясным, как будет соотноситься этот закон с другим профильным для сельскохозяйственных земель Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В то же время с этим проектом комплексно не рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)» (ID 02/04/11-18/00085531 на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов).

В целом представляется, что законопроект нуждается в доработке. Принятие его в таком виде может лишь усилить неоднородность, так как комплексный подход осуществлен, на наш взгляд, без взаимосвязи с целым рядом профильных нормативных актов, что может привести к крайне противоречивому регулированию в этой сфере.