Опять рвутся логистические цепочки, тормозя торговлю и усиливая инфляцию

| статьи | печать

Мировые агентства, включая Bloomberg, отмечают, что порты уже перегружены, мировую торговлю объемом 22 трлн долл. могут ждать серьезные сбои. Экономисты Goldman Sachs Group Inc. заявили, что сбои в цепочке поставок «оказались несколько серьезнее, чем мы ожидали, и в результате мы немного скорректировали прогнозы по росту и инфляции в последние недели».

Эксперты тревожатся, что жесткие правила, введенные в Китае для борьбы с COVID-19, могут спровоцировать очередную волну хаоса в цепочках поставок между Азией, США и Европой. Обеспокоены и практики. К примеру, вот что говорит глава портовой администрации Антверпена, второго по загруженности порта в Европе по объему контейнерных перевозок, Жак Вандермейрен: «Это окажет негативное влияние, сильное негативное влияние на весь 2022 г.».

На долю Китая приходится около 12% мировой торговли, а ограничения, связанные с COVID-19, привели к простоям на заводах и складах, замедлили поставки грузовиками и спровоцировали заторы контейнеров. Американские и европейские порты уже забиты, что делает их уязвимыми перед дальнейшими потрясениями.

Ведущие политики задумываются о необходимости кардинальных изменений в цепочках поставок в развитых странах мира. Изменения в основном зависят от того, согласны ли потребители из-за пандемии платить больше за продукты, произведенные ближе к дому. Партнер консалтинговой фирмы Kearney Брайан Эриг говорит: «Изменение цепочек поставок может стоить дороже, однако если вы сможете в меньшем количестве производить товары, которые затем сможете продать по цене, близкой к полной стоимости, вы действительно можете изменить правила игры».

Тем временем очереди растут. По данным базирующейся в Сан-Франциско компании Flexport Inc., на доставку товаров до склада в США с момента готовности к отправке с азиатского завода по-прежнему уходит в среднем 111 дней, что близко к рекорду в 113 дней, установленному в январе, и более чем в два раза превышает период доставки в 2019 г. Перевозка на запад в Европу занимает еще больше времени — 118 дней, что практически сопоставимо с рекордом. И рост очередей у берегов Китая не способствует разрешению ситуации. Очередь из грузоперевозчиков резко увеличилась после того, как в конце прошлого месяца Шанхай, где находится крупнейший в мире контейнерный порт, ввел карантин во всем городе для борьбы с COVID-19. По данным Bloomberg, общее количество контейнеровозов в порту и на якорной стоянке, которую Шанхай делит с Нинбо, по состоянию на прошлую среду составило 230 единиц, что на 35% больше, чем в это же время в прошлом году.

Контейнеры ожидают в среднем 12,1 дня в порту Шанхая, прежде чем их заберут грузовики и доставят в пункты назначения внутри страны. Показатель на 18 апреля почти утроился по сравнению с 4,6 дня 28 марта. Пострадали и авиаперевозки, при этом поставки в международный аэропорт Шанхая Пудун были приостановлены.

Общее число контейнеровозов в американском хабе Лос-Анджелеса и Лонг-Бич достигло минимум 57 судов, что является самым высоким показателем с конца февраля. Некоторые другие показатели, такие как время простоя контейнера, также снова увеличиваются.

В Европе все еще хуже. Ключевые порты региона, такие как Роттердам, Гамбург, Антверпен и три британских порта, работают на полную мощность или даже с опережением возможностей, поэтому они уже столкнулись с трудностями при приеме большего количества контейнеров из-за отсутствия места для их хранения. Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард заявила, что Европа интегрирована в глобальные производственно-сбытовые цепочки сильнее, чем США. По ее словам, доля торговли в валовом внутреннем продукте еврозоны выросла в 2019 г. до 54% по сравнению с 31% двадцать лет назад, в то время как в США рост составил 3%, достигнув 26%.