Снижение штрафов за нарушение валютного законодательства и расчеты о синдицированному кредиту: изменения в валютном законодательстве

| статьи | печать

Принят закон, которым разрешены расчеты и переводы в валюте между резидентами и уполномоченными банками, связанные с предоставлением денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите. На днях его подпишет Президент РФ, и он вступит в силу сразу с момента опубликования. Также появился законопроект, в котором предлагается снизить штрафы за незаконные валютные операции и нарушение срока репатриации выручки. Но пока этот проект находится на рассмотрении Госдумы. В этой статье рассказываем о поправках в законодательстве и новом законопроекте, которые касаются валютных отношений.

В последнее время принимается множество поправок в сфере валютных правоотношений. На этой неделе был принят закон о расширении перечня разрешенных валютных операций, Банк России уменьшил срок, в течение которого нужно в обязательном порядке продать валютную выручку, а в Госдуму внесли правительственный законопроект о снижении штрафов за незаконные валютные операции и нарушение срока репатриации валютной выручки.

Валютные операции по синдицированному кредиту

Госдума приняла 20.04.2022 в третьем чтении законопроект № 84949-8 «О внесении изменений в статьи 9 и 24 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“» (в части расширения перечня разрешенных валютных операций между резидентами). Совет Федерации одобрил этот закон 26.04.2022. Он вступит в силу со дня официального опубликования.

В пояснительной записке указано, что законопроект подготовлен в целях нивелирования последствий ограничительных мер в отношении России со стороны недружественных иностранных государств. Поправки позволят кредитовать крупные российские проекты в иностранной валюте. А это сейчас очень важно, поскольку некоторые банки попали под иностранные санкции и не могут участвовать в определенных проектах.

В законопроекте № 84949-8 предлагается включить в перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений между резидентами и уполномоченными банками, операции, связанные с предоставлением денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите. Поправки об этом будут содержаться в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

В части 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ будет указано, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с предоставлением денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите (займе), передачей (возвратом) денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).

Такие соглашения о финансировании участия в кредите (по сути, они же соглашения о синдицированном кредите) регулируются Федеральным законом от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В первоначальную версию законопроекта было включено понятие соглашения о финансировании участия в кредите. В частности, было указано, что это соглашение о предоставлении одним лицом (внешним участником) финансирования другому лицу (уполномоченному банку) для выдачи (возмещения ранее выданного) кредита (займа) с передачей риска невозврата указанного кредита (займа) от уполномоченного банка внешнему участнику. Однако в окончательной редакции это определение исключили.

Кроме того, сейчас резиденты обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, или на счета, открытые в банках за границей, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ (ч. 3 ст. 24 Закона № 173-ФЗ). Однако в принятом законе исключено такое условие, как обязательность оформления паспорта сделки.

Снижение штрафов за валютные правонарушения

Госдума приняла 19.04.2022 в первом чтении законопроект № 94339-8 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части корректировки мер ответственности за нарушения валютного законодательства)» (далее — законопроект № 94339-8).

Его внесло на рассмотрение Госдумы 24.03.2022 Правительство РФ.

В законопроекте № 94339-8 предлагается установить пониженные размеры штрафов за административные правонарушения для всех участников внешнеэкономической деятельности за некоторые валютные правонарушения.

Кроме того, в нем предусмотрено исключение из ст. 15.25 КоАП РФ института «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» для целей административной ответственности. А значит, профессиональные участники внешнеэкономической деятельности будут нести такую же ответственность, как и другие лица.

Штраф за незаконные валютные операции

Сейчас за осуществление незаконных валютных операций (по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг;

  • для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

В законопроекте № 94339-8 предлагается сократить этот штраф с 75—100% до 20—40% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Причем такой штраф в процентном выражении будет предусмотрен и для должностных лиц. Правда, для них он в любом случае ограничен суммой в размере 30 тыс. руб.

Штраф за нарушение срока репатриации валютной выручки

Также в законопроекте № 94339-8 предлагается изменить ответственность за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары (работы или услуги), то есть по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Сейчас в ней предусмотрено для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц предупреждение или штраф:

  • в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств, или

  • в размере от 3 до 10% суммы денежных средств, не зачисленных в срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен контракт в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ, или

  • в размере от 5 до 30% суммы денежных средств, не зачисленных в срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен контракт в иностранной валюте, или

  • в размере от 5 до 30% суммы денежных средств, не зачисленных в срок на банковские счета, если с нерезидентом заключен договор займа.

При этом для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

В законопроекте № 94339-8 предлагается за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте РФ штрафовать не на 3—10%, а на 3—5%. Исключение составят только внешнеторговые контракты, связанные с экспортом леса и лесоматериалов.

Аналогичную ответственность будут нести и должностные лица. Для них установят штраф в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока, за каждый день просрочки зачисления, или в размере от 3 до 5% суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор, или в размере от 5 до 30% суммы денежных средств, не зачисленных в срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен договор займа, но не более 30 тыс. руб.

Комментарий эксперта

В первоначальной редакции законопроекта № 84949-8 было введено понятие «соглашение о финансировании участия в кредите», по которому кредитор (в законопроекте называется «внешний участник») предоставит средства в иностранной валюте уполномоченному банку (очевидно, тому, который не под санкциями) для последующего кредитования заемщика. В финальной редакции это определение было исключено.

Так как уполномоченный банк и заемщик — оба валютные резиденты РФ, перечисление иностранной валюты между ними по подобному соглашению законопроектом исключили из запрета на расчеты между резидентами в иностранной валюте.

Возникает вопрос о существе обязательства по предоставлению средств от внешнего участника российскому уполномоченному банку. Концепция финансирования участия в кредите взята из Федерального закона от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), известная на западе как sub-participation, смысл которой в том, что внешний участник не становится кредитором заемщика, а находящийся «в середине цепочки финансирования» банк не отвечает перед внешним участником за невозврат займа заемщиком (ч. 2, 6 ст. 10.1 Закона).

Если допустить возможность практической имплементации этой концепции вне рамок синдицированного кредита, то необходимо принимать в расчет возможные риски: (1) признания возникновения между внешним участником и заемщиком отношений займа, (2) квалификации «передачи рисков невозврата займа» как цессии прав от уполномоченного банка внешнему участнику и т.п. Наконец, может возникнуть вопрос о договорной цене несения риска невозврата внешним участником (безвозмездность в отношениях компаний невозможна).

Есть вероятность, что для иностранного участника подобная конструкция окажется малопривлекательной — ведь большинство санкционных ограничений требуют воздерживаться как от прямого, так и от косвенного участия в инвестиционных проектах, попадающих под санкции. А что есть sub-participation, если не вариант косвенного финансирования проекта на особых условиях? Что касается использования этого механизма российским внешним участником, предоставляющим финансирование через уполномоченный банк, то, возможно, эта форма участия и позволит быть «ниже радара» комплаенс-процедур иностранных партнеров, если степень глубины проверки окажется ниже в сравнении с проверкой самого проекта и его фактических бенефициаров. Нельзя исключать и то, что ответом может стать расширение списка банков, с включением в них тех, которые будут заключать подобные соглашения.