Правомерность выделения IT-подразделений в отдельные юридические лица для получения налоговых льгот

| статьи | печать

Реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельная IT-компания, не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения. Такой вывод сделала ФНС России в своем письме от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@ «О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса». Данное письмо вызывает вопросы, связанные с реструктуризацией бизнеса при применении льгот в IT-сфере. Рассмотрим все по порядку.

Напомним, что в 2021 г. в IT-сфере начался налоговый маневр (п. 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» о налоговых льготах для IT-компаний вступили в силу с 1 января 2021 г.). IT-компании получили право воспользоваться налоговыми льготами в виде пониженной ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов при наличии государственной аккредитации и соблюдении ряда условий:

  • доля доходов от деятельности в области IT должна составлять не менее 90% всех доходов организации за соответствующий период (п. 1.15 ст. 284, абз. 4, 8 п. 5 ст. 427 НК РФ);

  • среднесписочная численность работников (средняя численность работников) за тот же период должна быть не менее семи человек (п. 1.15 ст. 284, абз. 5, 9 п. 5 ст. 427 НК РФ).

Государственная аккредитация

Для IT-компаний аккредитация способствует следующим мерам господдержки:

  • возможности уплачивать страховые взносы, применяя пониженные тарифы — 7,6% вместо 14% (6% на обязательное пенсионное страхование, 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1% на обязательное медицинское страхование);

  • возможности привлекать к трудовой деятельности в РФ высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке.

Обратите внимание, что Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ аккредитованным IT-компаниям предоставлены дополнительные налоговые льготы. IT-компании, которые ранее платили налог на прибыль по ставке 3%, полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в 2022—2024 гг. Кроме того, в отношении аккредитованных IT-компаний до 3 марта 2025 г. приостановлены выездные (в том числе повторные) налоговые проверки (письмо ФНС России от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Также в связи с введением санкций российским IT-компаниям предоставляются дополнительные льготы:

  • льготное кредитование компаний по ставке, не превышающей 3%, на обеспечение текущей деятельности и реализацию новых проектов;

  • расширение программы предоставления грантов на создание отечественных IT-решений;

  • финансирование компаний для улучшения жилищных условий работников и повышения заработных плат;

  • получение работниками IT-компаний отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет.

Кто получит государственную аккредитацию

Данную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, при условии, что она:

  • разрабатывает и реализует разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных (далее — ПО) и (или)

  • оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО.

Кодами ОКВЭД, подтверждающими осуществление деятельности в области информационных технологий для целей государственной аккредитации, являются:

  • 62.01 — разработка компьютерного программного обеспечения;

  • 62.02 — деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;

  • 62.02.1 — деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;

  • 62.02.4 — деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;

  • 62.03.13 — деятельность по сопровождению компьютерных систем;

  • 62.09 — деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

  • 63.11.1 — деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Создание IT-компании в результате реорганизации

Создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц (разделение, выделение) должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков дробления бизнеса, когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов (письмо ФНС России от 20.02.2021 № СД-4-3/2249@).

Положения письма ФНС о налоговых преимуществах для бизнеса

В связи с актуальностью вопроса о поддержке IT-отрасли в условиях санкций ФНС России выпустила разъяснения о реорганизации юридических лиц в целях получения налоговых преимуществ IT-компаниями (письмо от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@). В частности, по мнению ФНС России:

  • реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельное юридическое лицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в IT, на которое распространяются положения о пониженных ставках по налогу на прибыль (п. 1.15, 1.16 ст. 284 НК РФ), а также пониженные тарифы страховых взносов (подп. 3, 18 п. 1 ст. 427 НК РФ), не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни в нарушение п. 1 ст. 54.1 НК РФ и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения (дробление бизнеса, необоснованное получение налоговых льгот и пр.);

  • положения письма ФНС России «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ относительно оценки основной цели такой реорганизации (подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ) к случаям выделения IT-подразделений в отдельные компании не применяются.

Напомним, что ст. 54.1 НК РФ преследует цель противодействия налоговым злоупотреб­лениям. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ неправомерное уменьшение налогооблагаемой базы и (или) суммы налога может происходить в результате искажения налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни, в том числе о финансово-хозяйственных операциях, совершенных во исполнение сделок, совокупности таких фактов, об объектах налогообложения. Основной целью совершения операции не может являться неуплата (неполная уплата) налога, мотивом такой операции должна являться деловая цель (подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

ФНС указывает, что в отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот созданной в результате реорганизации IT-компанией не может ставиться налоговыми органами под сомнение. Получение выгоды полностью соответствует целям введения льготы — налоговой поддержки IT-отрасли.

Льготы смогут получить как действующие IT-компании, так и новые, которые появятся после расширения преференций, при этом не имеет значения, в интересах каких лиц (внутри группы компаний, взаимозависимых/аффилированных лиц, внешних пользователей и пр.) IT-компанией осуществляется деятельность в области информационных технологий.

О чем подумать, что сделать

Компаниям, планирующим выделить IT-подразделения в самостоятельные организации, рекомендуется ознакомиться с требованиями, установленными для получения госаккредитации, и привести деятельность в соответствие с ними. Заблаговременный аудит деятельности IT-компании и ее приведение в соответствие с требованиями законодательства позволит снизить риск отказа в получении государственной аккредитации и возможные дополнительные расходы.