Промпроизводство в марте действительно выросло

| статьи | печать

Ожидания экспертов, что промышленность в марте сохранит рост, оправдались. Хотя данных Росстата на этот счет еще нет, положительную годовую динамику производства подтвердили индикаторы Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Рассчитываемые ИПЕМ индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России — индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос — с различной оперативностью отреагировали на зарубежные санкции. Индекс ИПЕМ-производство в марте 2022 г. продолжил расти — +5,7% (+7,8% за период январь — март 2022 г. к аналогичному периоду прошлого года), индекс ИПЕМ-спрос впервые за долгое время в марте показал снижение год к году на 2,2% (+2,4% соответственно).

Эксперты ИПЕМ констатируют, что спрос на продукцию добывающих отраслей продолжает расти — +2,6% (+4,2% за период январь — март 2022 г.).

Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности в годовом измерении снизился в марте 2022 г. на 7,2% (+0,4% за период январь — март 2022 г.).

Аналитики ИПЕМ отмечают, что наиболее чувствительными к массовым ограничениям в мировой торговле ожидаемо стали высокотехнологичные отрасли, индекс спроса в которых в марте 2022 г. сократился на 16,7% к марту 2021 г. (–7,8% за период январь — март 2022 г.). Эксперты института считают, что восстановление производственно-логистических цепочек, а точнее их перестроение в новом формате в машиностроении, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях, может занять продолжительное время.

Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в марте 2022 г. снизилась к аналогичному периоду прошлого года (–10,2%; –1,6% за январь — март 2022 г.), поставки на внутренний рынок значительно выросли (+30,1 и +16,5% соответственно), падение поставок в экспортном направлении составило 34,0% (–35,2%).

Заместитель руководителя департамента ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков так комментирует мартовские замеры:

«Текущий кризис потребовал от подавляющего большинства отраслей радикальной перенастройки производственно-сбытовых цепочек. Одним из наиболее „узких“ мест в этом процессе является транспортно-логистический комплекс, который сам по себе сталкивается со значительными проблемами. От его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков и усложнению логистических процедур зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы экономики, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами. Скорость адаптации будет зависеть от оперативности выстраивания новых кооперационных производственных цепочек с компаниями из дружественных стран, а также оперативности адаптации логистических цепочек в условиях ограничений на работу через российские порты, судозаходы для экспорта, импорта и транзита».

Поэтому эксперт считает, что особое внимание в части реализации мер государственной поддержки должно быть уделено приоритетному решению проблем железнодорожного, автомобильного транспорта, портовой инфраструктуры и иных элементов транспортно-логистической системы, включая оперативный пересмотр мер технического регулирования, контрольно-надзорного регулирования и регуляторную поддержку в решении наиболее острых вопросов оперативного функционирования транспортных предприятий.