Требований к офсетным контрактам станет меньше: законопроект об этом внесен в Госдуму

| статьи | печать

Госдума начнет рассматривать правительственный законопроект с поправками, регулирующими офсетные сделки. Это контракты, которые субъекты РФ заключают с российскими компаниями для создания или модернизации производства в регионе. По таким контрактам компания получает возможность быть единственным поставщиком производимого товара, например, при создании производства. Сейчас для заключения такого контракта компания обязана вложить не менее 1 млрд руб. В законопроекте предлагается снизить этот порог до 100 млн руб. Кроме того, могут установить право субъектов РФ заключать совместное соглашение.

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками, регулирующими офсетные контракты. Это проект № 107527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и статьи 5 и 9 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами)» (далее — законопроект). Проект был внесен 15.04.2022.

Если законопроект примут, то он может вступить в силу уже 01.07.2022.

Что такое офсетные сделки

В законопроекте предусмотрены поправки, касающиеся контрактов со встречными инвестиционными обязательствами. Еще их называют офсетными сделками. Такой инструмент появился в 2016 г. Сейчас нормы о таких договорах содержатся в ст. 111.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Смысл подобных сделок заключается в том, что субъект РФ в качестве госзаказчика заключает контракт, по условиям которого поставщик должен создать или модернизировать производство на территории конкретного субъекта РФ. В итоге поставщик становится единственным поставщиком производимого им товара в регионе, тем самым он получает долгосрочный заказ.

Кроме того, с 01.07.2022 вступят в силу изменения в ст. 114.4 Закона № 44-ФЗ. В них указано, что контракт со встречными инвестиционными обязательствами можно заключить не только на поставку товаров, но и на оказание услуг по созданию или реконструкции имущества на территории субъекта РФ, используемого для оказания такой услуги для обеспечения государственных нужд субъекта РФ.

Определение сделок со встречными инвестиционными обязательствами

В Законе № 44-ФЗ предлагается закрепить определение сделок со встречными инвестиционными обязательствами. Сейчас такое определение отсутствует.

В частности, будет указано, что это контракты, заключенные в соответствии со ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ, на поставку товара, оказание услуги, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара или по созданию, реконструкции имущества, используемого для оказания такой услуги (п. 8.5 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Особенности сделок

Подразумевается, что закупки по сделкам со встречными инвестиционными обязательствами будут осуществляться по-прежнему на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (п. 1 ч. 1 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта). Но теперь предлагается указать, что закупки будут проводить с помощью электронного конкурса, сейчас указан обычный конкурс (п. 2 ч. 1 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Кроме того, предлагается указать, что товар, производство которого создано, модернизировано, освоено, должен соответствовать критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ, установленным в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (п. 4 ч. 1 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Также в законопроекте предлагается снизить требования к минимальному объему инвестиций поставщика или исполнителя с 1 млрд руб. до 100 млн руб. То есть для заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами будет достаточно вложить 100 млн руб. (подп. 5 ч. 2 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Условия сделок

В законопроекте ограничили совокупное количество товара и услуг, поставку или оказание которых компания будет осуществлять в качестве единственного поставщика в течение календарного года. Такую поправку предлагается ввести во избежание ограничения конкуренции на товарном рынке. В частности, максимальное количество товара или объем услуги по контрактам со встречными инвестиционными обязательствами не должны превышать в течение календарного года 30% количества товара или объема услуг. Такое максимальное количество можно не определять, если при осуще­ствлении закупки для обеспечения нужд одного субъекта РФ минимальный объем инвестиций превышает 1 млрд руб. (подп. 8 ч. 2 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Аналогичное ограничение закреплено и для закупок товара, производство которого создается, модернизируется, осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (подп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, в контракте нужно будет указывать условие об ответственности поставщика (исполнителя) за превышение количества поставленного товара и услуг в виде штрафа, размер которого составляет 50% стоимости такого превышения (подп. 4 п. 3 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Контракт со встречными инвестиционными обязательствами также должен содержать условия:

  • о соответствии товара, производство которого создано, модернизировано, освоено, критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, установленным в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

  • о поставке товара, производство которого создано, модернизировано, освоено, или об оказании услуги с использованием имущества, которое создано, реконструировано, при исполнении контракта, по цене, не превышающей предельную цену;

  • об обязанности поставщика (исполнителя) формировать, подписывать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого поставщика (исполнителя), и размещать в реестре единственных поставщиков товара, производство которого создается, модернизируется, осваивается, отчет о количестве товара или об объеме услуг (ч. 3 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Реализация контракта в нескольких субъектах РФ

В Законе № 44-ФЗ могут появиться также положения о возможности создания имущественного комплекса не только на территории субъекта РФ, который иниции­ровал заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами, но и на территории иного субъекта РФ. Но для этого потребуется заключить соответствующее соглашение между такими субъектами РФ о предоставлении территории для создания, модернизации, освоения производства товара или создания, реконструкции имущества, используемого для оказания услуги (подп. 6 ч. 2 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Разработчики законопроекта объясняют в пояснительной записке необходимость такой поправки тем, что возникают ситуации, при которых ввиду, например, требований к территории и планировке, в том числе санитарных требований, логичнее построить имущественный комплекс на территории близлежащего субъекта РФ.

Кроме того, предлагается ввести отдельные положения о том, что закупка может осуществляться для обеспечения нужд двух и более субъектов РФ путем проведения совместного электронного конкурса на основании соглашения между субъектами РФ. В этом соглашении нужно будет учесть такие особенности:

  • минимальный объем инвестиций должен составлять не менее 400 млн руб.;

  • в отношении каждого субъекта РФ определяются максимальное количество товара или максимальный объем услуги, поставку или оказание которых поставщик (исполнитель) вправе осуществить в течение одного календарного года при исполнении контрактов. При этом общая сумма такого количества товара или общая сумма такого объема услуги не должны превышать 30% количества товара и (или) объема услуги, соответственно произведенного или оказанной таким поставщиком (исполнителем) в течение этого календарного года. Если минимальный объем инвестиций превышает 1 млрд руб., то может быть определен один субъект РФ, в отношении которого закупки, осуществляемые его заказчиками, а также заказчиками муниципальных образований, находящихся на его территории, не учитываются в составе таких общих сумм (ч. 4 ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Новые полномочия Правительства РФ

В законопроекте указано, что Правительство РФ вправе установить:

1) особенности обеспечения исполнения контракта со встречными инвестиционными обязательствами;

2) требования к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта РФ порядку определения:

  • предельной цены единицы товара, производство которого создано, модернизировано, освоено, или предельной цены единицы услуги, оказываемой с использованием имущества, которое создано, реконструировано;

  • цены контракта, заключаемого с поставщиком (исполнителем), с которым заключен контракт со встречными инвестиционными обязательствами (ч. 7 ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта). 

 

Таблица. Как сейчас регулируются особенности офсетных сделок

Минимальный объем инвестиций

не менее 1 млрд руб.

Максимальный срок контракта

10 лет

Поставщик-инвестор

только российское юридическое лицо

Заказчик

орган исполнительной власти субъекта РФ

Место происхождения товара

только российское

Обеспечение исполнения обязательств

от 2 до 5% от объема инвестиций