Законно ли требование о представлении документов без указания мероприятия налогового контроля?

| статьи | печать

АС Дальневосточного округа в постановлении от 09.03.2022 № Ф03-468/2022 по делу № А51-9240/2021 разъяснил, обязана ли компания исполнять требование налоговиков о представлении документов, если в нем не указано конкретное мероприятие налогового контроля, в рамках которого запрашивается документация.

Суть дела

Компания получила от налоговой инспекции требование о предоставлении документов и информации по одному из контрагентов. Из требования следовало, что документы (информация) запрошены налоговым органом на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть вне рамок проведения налоговых проверок.

Компания отказалась представить запрошенные документы и информацию, поскольку, по ее мнению, требование не соответствует налоговому законодательству. В нем не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля запрашивается информация. В период составления требования в отношении компании не проводились налоговые проверки. Контрагент не состоит на учете в налоговом органе, который выставил требование, и на момент составления требования уже ликвидирован. Соответственно, в отношении него не могут проводиться камеральные и выездные налоговые проверки. Таким образом, у компании не могут быть запрошены документы по контрагенту ни в рамках применения п. 1 ст. 93 НК РФ, ни в рамках применения п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Поскольку компания запрошенные документы и информацию не представила, она была оштрафована по ст. 129.1 НК РФ. Компания обжаловала действия инспекции в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием о признании решения налоговиков о привлечении к налоговой ответственности недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Они указали, что требование позволяет идентифицировать контрагента, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также какие конкретно документы и информацию, за какой период компания обязана была представить в инспекцию. В частности, истребовались счета-фактуры с указанием номеров и дат, договор с контрагентом, все приложения, дополнения и спецификации к указанному договору, декларации на товар, товарные накладные к данным счетам-фактурам, заявки на поставку товара с 01.01.2020 по 18.05.2020 к указанным счетам-фактурам, акт сверки взаимных расчетов, коммерческая переписка по сделке и др. Также компании следовало представить информацию, в том числе кому реализован товар, приобретенный у контрагента в I квартале 2020 г., как доставлялся товар, чей использовался транспорт, место хранения товара, каким образом и где происходила передача товара, номенклатура доставляемого товара.

Также в требовании отражено наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации), а именно «вне рамок проведения налоговых проверок, касающееся деятельности контрагента».

В результате суды пришли к выводу, что требование соответствует форме (форма по КНД 1165013), утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, и содержит необходимые ссылки на соответствующие положения НК РФ.

Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данные особенности оформления требований носят формальный характер и не пресекают полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Ссылка компании на ликвидацию контрагента не была принята во внимание судами, поскольку данное обстоятельство не освобождает компанию от обязанности исполнения требования о представлении документов (информации) по взаимоотношениям с данной организацией.

Отметим, что позиция судов в комментируемом деле соответствует сложившейся арбитражной практике. Вывод о том, что требование, в котором не указано конкретное мероприятие налогового контроля, законно и подлежит исполнению, содержится, в частности, в постановлениях АС Поволжского округа от 09.04.2021 № Ф06-3042/2021 по делу № А06-3271/2020, АС Северо-Западного округа от 17.12.2020 № Ф07-15140/2020 по делу № А42-965/2020, от 15.06.2020 № Ф07-6183/2020 по делу № А56-51770/2019 (Определением Верховного суда РФ от 23.09.2020 № 307-ЭС20-13138 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).