В России скоро появится новый спецрежим — без уплаты страховых взносов и отчетности

| статьи | печать

Его введение предусмотрено федеральными законами «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“» (далее — Закон об АУСН) и «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон с поправками). Очевидно, что он будет интересен компаниям с большим ФОТ в затратах. О том, кто сможет им воспользоваться и при каких условиях, подробнее читайте в нашем материале.

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) в качестве эксперимента будет введена пока только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан. И всего на пять с половиной лет — с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.

Кто может использовать АУСН

АУСН будет применяться на добровольной основе. Перейти на нее смогут только те организации и ИП, место нахождения (место жительства) которых расположено в субъектах РФ — участниках эксперимента. При этом они должны соответствовать следующим условиям:

  • остаточная стоимость основных средств, определяемая по правилам бухучета, не должна превышать 150 млн руб. (п. 14 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • доходы за год, учитываемые при определении налоговой базы, не должны превышать 60 млн руб. (п. 23 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • расчетные счета должны находиться только в уполномоченных банках, включенных в реестр ФНС России (п. 29 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • средняя численность работников за месяц не должна превышать пяти человек и среди них не должно быть нерезидентов РФ (п. 27, 28 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • работники не должны быть заняты на работах, указанных в списках, утвержденных Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 30 и ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п. 26 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • не должно быть выплат физическим лицам наличными (п. 31 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • не должно быть выплат физическим лицам, облагаемых НДФЛ по ставкам, установленным п. 2—3.1, 5 и 6 ст. 224 НК РФ, доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды (п. 31 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН).

Для лиц, применяющих АУСН, установлен запрет на ее совмещение с другими режимами нало­го­обложения (п. 19 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН).

Действующие организации смогут перейти на АУСН только с 1 января 2023 г.

Чтобы перейти на АУСН, организация и ИП должны уведомить налоговиков о таком переходе через личный кабинет или уполномоченный банк не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на АУСН. А вновь созданная организация и зарегистрированный ИП могут это сделать не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

Таким образом, перейти на новый спецрежим с 1 июля 2022 г. смогут только вновь созданные организации и зарегистрированные ИП.

До окончания календарного года сам налогоплательщик, выбравший АУСН, не вправе отказаться от его применения и перейти на другой режим. О своем желании перейти на другой режим налогообложения он должен уведомить налоговиков через личный кабинет или банк не позднее 31 декабря.

Кому нельзя применять АУСН

Запрет на АУСН установлен для организаций:

  • имеющих филиалы и (или) обособленные подразделения (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр (п. 10 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • являющихся участниками соглашений о разделе продукции (п. 12 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН).

Также не могут применять АУСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (п. 13 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН). Это ограничение не распространяется на:

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50% от общего числа работников, а их доля в ФОТ не менее 25%;

  • учрежденные бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и партнерства, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям;

  • учрежденные образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и партнерства, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям.

Запрещено применять АУСН организациям и ИП:

  • производящим подакцизные товары, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства (п. 9 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • осуществляющим добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (п. 9 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • являющимся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ (п. 20 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • ведущим предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров (п. 21 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • осуществляющим деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг (п. 22 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • применяющим особый порядок уплаты налогов (единый налоговый платеж) в соответствии с п. 1 ст. 45.2 НК РФ (п. 33 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН).

В список лиц, которые не могут применять АУСН, также попали:

  • банки и небанковские кредитные организации, страховщики, негосударственные ПИФы, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды (п. 3—8 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой (п. 11 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • казенные и бюджетные учреждения, иностранные организации, микрофинансовые организации, частные агентства занятости (п. 15—18 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, некоммерческие организации, крестьянские фермерские хозяйства (п. 24, 25, 32 ч. 2 ст. 3 Закона об АУСН).

Что и по каким ставкам облагается

Объектом налогообложения на АУСН являются «доходы» или «доходы минус расходы». Выбор делает сам налогоплательщик и может менять его ежегодно. Для изменения объекта налогообложения со следующего года ему нужно до 31 декабря уведомить об этом налоговую.

По АУСН «доходы» ставка налога составит 8%, а при «доходы минус расходы» — 20%.

Доходы учитываются так же, как и на обычной УСН. А вот подход к учету расходов иной.

Если на обычной УСН учесть можно только те расходы, которые приведены в закрытом перечне в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то на АУСН учитываются все расходы, которые соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, за исключением перечисленных в ч. 4 ст. 6 Закона об АУСН. Список запрещенных расходов насчитывает 27 позиций. Среди них, в частности, выплаты руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), премии работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, суммы материальной помощи, надбавки к пенсии, оплата дополнительных отпусков, предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов и учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях (ч. 11 ст. 9 Закона об АУСН). Положительные и отрицательные курсовые разницы при определении объекта налогообложения не определяются и не учитываются (ч. 5 ст. 6 Закона об АУСН).

Доходы и расходы признаются, так же как и на обычной УСН, кассовым методом. При этом затраты учитываются, если они произведены в безналичной форме, а если расчет происходил наличными, для учета таких затрат необходимо зафиксировать наличный расчет с помощью ККТ (ст. 8 Закона об АУСН).

При применении АУСН «доходы минус расходы» размер минимального налога за налоговый период составляет 3% полученных доходов (п. 4 ст. 9 Закона об АУСН). Напомним, что на обычной УСН он равен 1% (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

На АУСН «доходы минус расходы» полученные убытки переносятся на будущие налоговые периоды (ч. 5, 6 ст. 9 Закона об АУСН).

Камеральную проверку налоговых периодов истекшего года налоговики проводят в течение трех месяцев начиная с 1 февраля следующего календарного года (ч. 7 ст. 2 Закона об АУСН).

Как будет рассчитываться и уплачиваться налог

Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 10 Закона об АУСН). Налог будет рассчитываться налоговым органом по итогам месяца на основании сведений, полученных от уполномоченного банка, данных, переданных налогоплательщиком посредством ККТ, и данных, внесенных налогоплательщиком через личный кабинет (касается денег, полученных (израсходованных) не через ККТ и банк). Такие данные налогоплательщик должен вносить в личный кабинет не позднее 5-го числа следующего месяца (ст. 14 Закона об АУСН).

Уполномоченный банк будет передавать в налоговую данные об операциях по счетам налогоплательщика с разделением на учитываемые (неучитываемые) доходы и (или) расходы при определении объекта налогообложения не позднее дня, следующего за днем, в котором произведены указанные операции.

При этом банк должен предоставить налогоплательщику возможность подтверждения (корректировки) передаваемой в налоговую информации. Подтвердить (скорректировать) информацию налогоплательщик может до 7-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены указанные операции. Если налогоплательщик не воспользовался этим правом, информация от уполномоченного банка считается подтвержденной. Если же налогоплательщик скорректировал информацию, банк должен будет направить в налоговую корректировки не позднее 10-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, налоговая через личный кабинет сообщит налогоплательщику о:

  • налоговой базе;

  • сумме убытка, полученного за налоговый период, сумме убытка, зачтенного в налоговом периоде, и оставшейся части убытка, переходящей на следующие налоговые периоды;

  • сумме налога, исчисленной по итогам налогового периода;

  • сумме торгового сбора, на которую налоговым органом уменьшена сумма налога (если организация или ИП является его плательщиком);

  • сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.

В этот же срок налоговая уведомит банк о сумме налога к уплате с указанием реквизитов для его перечисления. Налог уплачивается до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

У налогоплательщика есть право обратиться в уполномоченный банк за исправлением обнаруженных ошибок в переданной банком налоговикам информации не более чем за 36 месяцев, предшествующих месяцу, в котором обнаружена ошибка. В этом случае уточненная информация передается уполномоченным банком налоговикам не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены соответствующие исправления. Если к этому моменту банк больше не является уполномоченным или прекратил свою деятельность, информация о выявленных ошибках представляется налогоплательщиком в налоговый орган через личный кабинет.

В чем преимущество АУСН и есть ли оно?

В части налога на прибыль, налога на имущество у организаций, применяющих АУСН, перед организациями на обычном УСН нет никаких преимуществ. То же можно сказать и про предпринимателей в части НДФЛ и налога на имущество. Что касается НДС, то лица, применяющие АУСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, и налога, уплачиваемого в случаях, установленных ст. 161 НК РФ (при реализации иностранным лицам, при аренде имущества у органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д.).

Пожалуй, главное, что способно привлечь внимание к новому спецрежиму, так это освобождение лиц, применяющих АУСН (в том числе ИП, не имеющих наемных работников), от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, для них установлены «нулевые» тарифы (ч. 1 и 7 ст. 18 Закона об АУСН).

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нужно будет платить в фиксированном размере — 2400 руб. в год (ежемесячно по 1/12 от годового платежа) (п. 5 ст. 4 Закона с поправками).

Информацию о суммах выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 420 НК РФ, в том числе не подлежащих обложению в соответствии со ст. 422 НК РФ, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись такие выплаты, с указанием их кодов применяющие АУСН лица должны представлять в банк вместе с информацией по НДФЛ, предусмотренной п. 1 ч. 6 ст. 17 Закона об АУСН (о ней расскажем ниже).

Еще одна «морковка» — это освобождение от сдачи:

  • декларации по налогу (ст. 13 Закона об АУСН);

  • расчета по форме 6-НДФЛ (ч. 11 ст. 17 Закона об АУСН);

  • расчета по страховым взносам (ч. 2 ст. 18 Закона об АУСН);

  • СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М. Правда, сдавать эти формы придется в отношении лиц, работающих не по трудовым договорам, лиц, которые в отчетном периоде находились в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, и других случаях (п. 3 ст. 3 Закона с поправками);

  • расчета по форме 4-ФСС (п. 6 ст. 4 Закона с поправками).

Согласитесь, меньше отчетности — меньше возможности получить штраф за несвоевременную сдачу.

В целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у лиц, применяющих АУСН, выпадающие доходы бюджетов ПФР и ФСС России будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (ст. 5 Закона с поправками).

Налоговое агентирование по НДФЛ

Лица, применяющие АУСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (п. 3 ст. 2 Закона об АУСН). При этом налоговое агентирование по НДФЛ для них имеет свои особенности, в частности:

  • они не смогут предоставлять работникам социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ (ч. 1 ст. 17 Закона об АУСН);

  • сумму НДФЛ от их имени будет исчислять и уплачивать банк (ч. 3—7 ст. 17 Закона об АУСН);

  • они должны будут передавать банку информацию по каждому физическому лицу с указанием данных, позволяющих его идентифицировать, сумм и вида подлежащих выплате доходов (облагаемых и не облагаемых налогом), сумм стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, с указанием соответствующих кодов (п. 1 ч. 6 ст. 17 Закона об АУСН).

Информацию о суммах и видах выплаченных доходов (облагаемых и не облагаемых налогом), суммах стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, об исчисленных, удержанных и перечисленных суммах налога банк будет представлять в налоговый орган не позднее 5-го числа следующего календарного месяца.

Если налоговый агент выплатил физическому лицу доход без передачи уполномоченному банку информации, указанной в п. 1 ч. 6 ст. 17 Закона об АУСН, он направляет эту информацию налоговикам через личный кабинет не позднее 5-го числа следую­щего календарного месяца (ч. 9 ст. 17 Закона об АУСН).

Что произойдет, если условия применения АУСН нарушить?

Если налогоплательщик нарушит условия применения АУСН, он утратит право на спецрежим с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие условиям. Например, остаточная стоимость основных средств по данным бухучета на начало месяца составляет 149 млн руб. Налогоплательщик приобрел основное средство стоимостью 1,5 млн руб. Соответственно, остаточная стоимость основных средств стала 150,5 млн руб., а это не соответствует условиям применения АУСН. Следовательно, с начала месяца приобретения основного средства налогоплательщик утрачивает право на АУСН. Об утрате права он должен не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоблюдение требований, сообщить через личный кабинет или уполномоченный банк налоговикам. В общем случае налогоплательщик считается перешедшим на общую систему налогообложения с даты утраты права на АУСН. Но он вправе перейти и на обычную УСН или ЕСХН. Для этого нужно уведомить налоговиков через личный кабинет о соответствующем переходе либо вместе с уведомлением об утрате права на АУСН, либо не позднее 30 дней со дня получения уведомления от налоговиков об утрате права на АУСН.

Передача данных по выплатам в ПФР и ФСС России

Налоговые органы сами будут передавать в ПФР и ФСС России сведения о:

  • выплатах и иных вознаграждениях, которые подлежат обложению страховыми взносами и источником которых являются лица, применяющие АУСН;

  • начале и окончании применения налогоплательщиком АУСН;

  • суммах, которые подлежат учету ПФР в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении ИП, не имеющих наемных работников. Такие суммы определяются налоговиками в размере 46% от суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, но не более размера, установленного подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ.

***

Исходя из этого, сейчас трудно прогнозировать успешность нового спецрежима, одно можно сказать с уверенностью — он точно будет интересен индивидуальным предпринимателям без работников и микроорганизациям с большими расходами на оплату труда.