Перевозка грузов железнодорожным транспортом. Антимонопольный орган предлагает урегулировать порядок рассмотрения заявок

| статьи | печать

ФАС России разработала проект правил подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом. На данный момент нормативный акт, регулирующий взаимодействие грузоотправителей, грузополучателей и РЖД, отсутствует. По мнению ФАС России, в проекте установлен прозрачный механизм прохождения заявки на перевозку груза от ее подачи до ее согласования, а также порядок и основания отказа в согласовании заявки на перевозку груза, порядок раскрытия информации о заявках.

Опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов» (далее — проект). Текст документа размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под ID 02/07/01-22/00123986 (дата создания — 10.01.2022). Его разработчиком является ФАС России.

В сводном отчете к проекту указано, что он разработан в связи с тем, что в условиях наличия одного перевозчика грузов и множества грузоотправителей и грузополучателей отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий взаимодействие грузоотправителя и перевозчика, одновременно являющегося собственником инфраструктуры.

Проектом постановления определяются общие принципы взаимодействия грузоотправителя и перевозчика, порядок подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также раскрытие информации о заявках на перевозку грузов перевозчиком.

Подача заявки

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель направляет в электронном виде перевозчику заявку на перевозку грузов по форме, утвержденной Минтрансом России. Заявка не должна превышать перерабатывающую способность подъездного пути станции отправления, определенную в до­гово­ре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между перевозчиком и владельцем подъездного пути, и объемы, указанные в лицензии на добычу полезных ископаемых.

Если перевозка груза по заявке осуществляется по дефицитной инфраструктуре, грузоотправитель направляет заявку на перевозку грузов перевозчику до 15-го числа месяца, предшествующего календарному месяцу, в котором планируется перевозка груза, со сроком действия не более чем календарный месяц (за некоторым исключением).

Доступ к информации по заявке на перевозку грузов имеют перевозчик, подавший ее грузоотправитель, а также лица, осуществляющие согласование заявки на перевозку грузов. Порядок доступа к информации по заявке на перевозку грузов определяется перевозчиком по согласованию с ФАС России.

Информацию о заявках будут публиковать ежеквартально на сайте перевозчика.

Рассмотрение заявок

Перевозчик регистрирует заявки на перевозку грузов грузоотправителей с использованием автоматизированных систем посредством проставления даты регистрации и присвоения индивидуального номера. Датой регистрации будет считаться день поступления заявки на перевозку грузов перевозчику.

Хранение и учет заявок на перевозку грузов осуществляется перевозчиком в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Перевозчик осуществляет хранение заявки на перевозку грузов и документов, имеющих отношение к рассмотрению заявки на перевозку грузов, в том числе переписки, информации о пропускной и провозной способности инфраструктуры.

Порядок рассмотрения заявок на перевозку грузов определяется в зависимости от наличия или отсутствия дефицита инфраструктуры.

Перевозчик должен будет проверить возможность осуществления перевозки с учетом Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 06.09.2010 № 192.

Срок рассмотрения заявки — не более чем семь дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 12 дней при перевозках грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

В случае необходимости перевозчик согласовывает заявки на перевозку грузов с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, операторами морских терминалов, железными дорогами иностранных государств, другими организациями, государственными органами РФ.

Согласование перевозчиком заявок на перевозку груза по маршруту без инфраструктурных ограничений осуще­ствляется в порядке очередности их регистрации.

После регистрации заявки на перевозку грузов перевозчик осуществляет ранжирование заявок с присвоением очереди от 1 до 6 с целью их рассмотрения. Все заявки, независимо от времени подачи, рассматриваемые перевозчиком в рамках своей очереди, определенной Правилами недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 № 710 (далее — Правила недискриминационного доступа), имеют одинаковый приоритет. Рассмотрение каждой очереди осуществляется поэтапно, переход от очереди к очереди осуществляется только после полного рассмотрения заявок на перевозку грузов предшествующей очереди.

Согласование перевозчиком заявок на перевозку грузов в рамках очереди, в которой полное удовлетворение заявок на перевозку грузов невозможно в связи с ограничениями пропускной и провозной способности инфраструктуры, осуществляется пропорционально заявленным объемам перевозки грузов.

Заявка на перевозку грузов, поданная за пределом срока, отклоняется.

В случае появления возможности для перевозки груза в связи с отказом грузоотправителя по согласованной заявке на перевозку грузов такие пропускные и провозные способности инфраструктуры распределяются по очередности, установленной Правилами недискриминационного доступа.

Согласованная перевозчиком заявка на перевозку грузов с отметкой о ее принятии и указанием согласованных объемов перевозки возвращается грузоотправителю не позднее чем за три дня до начала календарного месяца, в котором планируется перевозка груза.

Заявка на перевозку грузов в случае отказа в ее согласовании возвращается грузоотправителю с обоснованием причин отказа.

Уведомление перевозчиком грузоотправителя о принятии заявки на перевозку грузов или об отказе в перевозке осуществляется в электронном виде.

Заявка на перевозку грузов по дефицитной инфраструктуре рассматривается перевозчиком в соответствии с утвержденным нормативным правовым актом перевозчика, согласованным с ФАС России, в следующем порядке:

  • определяются (учитываются) пропускные и провозные способности инфраструктуры путей необщего пользования станции отправления и станции назначения, и перевозчик осуществляет контроль непревышения перерабатывающей способности путей необщего пользования как по станции отправления, так и по станции назначения;

  • перевозчик определяет пропускные и провозные способности инфраструктуры железнодорожного транспорта;

  • перевозчик определяет объем удовлетворения заявки на перевозку грузов в соответствии с Правилами недискриминационного доступа, рассчитанный как объем заявки, умноженный на отношение пропускной способности к объему всех поданных заявок на перевозку грузов.

Отказ в согласовании заявки

В проекте предусмотрены следующие основания для отказа в согласовании заявок на железнодорожную перевозку грузов:

  • наличие запретов и ограничений, препятствующих осуществлению железнодорожной перевозки груза, указанного в заявке;

  • несоответствие в заявке сведений установленным стандартам, техническим условиям, правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом;

  • отсутствие у владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта согласования заявки на перевозку грузов другими организациями;

  • несоответствие груза действующим стандартам или техническим требованиям, предъявляемым к процессу железнодорожной перевозки, в частности установленным габаритам погрузки для осуществления железнодорожной перевозки такого груза по заявляемому маршруту следования;

  • несоответствие железнодорожного подвижного состава, контейнеров требованиям;

  • отсутствие факта выполнения грузовых операций, предусмотренных заявкой на перевозку грузов железнодорожной станцией отправления или назначения (станция открыта в установленном порядке для выполнения соответствующих операций);

  • отсутствие согласованных условий железнодорожной перевозки грузов при необходимости железнодорожной перевозки грузов на особых условиях;

  • отсутствие согласованных условий железнодорожной перевозки негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транспортерах;

  • отсутствие у перевозчика согласия плательщика на оплату заявленной железнодорожной перевозки, если в соответствии с технологией организации железнодорожных перевозок грузоотправитель не является плательщиком по заявленной железнодорожной перевозке;

  • подача заявки на перевозку грузов лицом, не наделенным правом выступать грузоотправителем конкретного груза;

  • превышение объема груза, добыча которого осуществляется на основании лицензии, параметров этой лицензии и (или) проектной документации, касающейся разработки месторождений полезных ископаемых.

Кроме того, перевозчик сможет отказать в согласовании заявки на перевозку грузов или согласовать ее частично в случае:

  • превышения объема груза, иных параметров железнодорожной перевозки пропускным и провозным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) перерабатывающим способностям железнодорожных станций по маршруту следования груза;

  • превышения объема груза перерабатывающим способностям или вместимости железнодорожных путей необщего пользования, мест общего и необщего пользования на железнодорожной станции отправления и назначения груза.