Электронная банковская гарантия: ЭДО набирает обороты

| статьи | печать

Минфин подготовил законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) в части применения электронной банковской гарантии (ЭБГ). Проект опубликован на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов.

В этом законопроекте финансовое ведомство предлагает закрепить в налоговом законодательстве порядок и условия представления БГ. Сегодня банк может отправить организации банковскую гарантию в электронной форме, если у него есть на это технические возможности. Учитывая, что и нормы НК РФ не ограничивают налогоплательщиков в выборе формы и способа представления в налоговые органы банковской гарантии, организации вправе представить в налоговый орган банковскую гарантию в виде электронного документа в целях реализации норм ст. 176.1, 184, 203.1, 204 НК РФ. Для этих целей ФНС разработала формат представления банковской гарантии в электронной форме. В случае представления банковской гарантии в электронной форме такая банковская гарантия должна быть создана в виде электронного документа в соответствии с форматом, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени банка (филиала банка) подписывать банковские гарантии, и представлена налогоплательщиком с применением формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. Кроме того, налогоплательщик вправе представить вместе с указанной банковской гарантией заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, подписанное им усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие разъяснения представлены в письме ФНС России от 04.04.2019 ЕД-4-15/6183@.

В ФНС поступает немало вопросов, связанных с представлением в налоговые органы банковской гарантии и заявления о применении заявительного порядка возмещения налога.

Например, налогоплательщиков интересует вопрос о возможности направления в налоговые органы заявления о применении заявительного порядка возмещения налога через системы электронного документооборота.

В настоящее время такое заявление представляется налогоплательщиком не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации в произвольной форме на бумажном носителе с указанием обязательных сведений в соответствии с требованиями п. 7 ст. 176.1 НК РФ.

Заявление в формате PDF, подписанное налогоплательщиком усиленной квалифицированной электронной подписью, может направляться при представлении банковской гарантии в электронной форме с применением формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ (письмо ФНС России от 04.04.2019 № ЕД-4-15/6183@).

Заявление в формате PDF представляет собой скан-образ документа на бумажном носителе, передача которого также возможна по телекоммуникационным каналам связи в рамках документооборота (документооборот по осуществлению письменных обращений абонентов в налоговые органы). Эти разъяснения представлены в письме ФНС России от 24.08.2021 № ЕА-4-15/11894@.

Налогоплательщиков также интересует вопрос конкретизации адресата для направления заявления об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии (далее — заявление об освобождении) и возможности направления этого документа в виде скан-образа в рамках ст. 176.1 НК РФ.

Нормами НК РФ не конкретизирован адрес, по которому налоговые органы при отсутствии выявленных нарушений при проведении камеральной налоговой проверки обязаны направить заявление об освобождении (филиал банка, выдавший банковскую гарантию, отделение либо головная организация).

По мнению ФНС России, заявление направляется в адрес того лица, кто непосредственно выдавал гарантию. При этом с юридической точки зрения не является ошибкой направление документа в головной банк как учредившее подразделение и ответственное лицо за деятельность этих филиалов и подразделений.

Заявление об освобождении в настоящее время направляется налоговыми органами на бумажном носителе. ФНС России отмечает, что для решения данного вопроса необходимо внесение изменений в действующие нормы НК РФ.

При этом ФНС информирует: налоговой службой были подготовлены и направлены в Минфин предложения, предусматривающие, что ряд документов, связанных с представлением в налоговые органы банковских гарантий (включая заявление) по установленному формату, будут направляться банку в электронном виде. Об этом говорится в письме ФНС России от 24.08.2021 № ЕА-4-15/11894@.

Отметим, что основанием для разработки проекта акта по внедрению электронной банковской гарантии являются положения Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., внесенных Правительством РФ в Госдуму в пакете с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». По новым правилам передавать ЭБГ в налоговые органы будет гарант, в качестве которого выступает банк. По мнению финансового ведомства, это должно привести к сокращению временных и финансовых расходов при возмещении налогов. Еще раз напомним, что согласно п. 5.3 ст. 64 НК РФ банковская гарантия необходима при обращении с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налогов в качестве способа обеспечения исполнения обязательств. Банковская гарантия является одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Она также необходима для возмещения НДС и акцизов.

Комментарий эксперта

16 декабря 2021 г. Минфин России вынес на обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях внедрения электронной банковской гарантии».

Указанные поправки законодатели предлагают ввести в действие по истечении девяти месяцев с момента официального опубликования названного федерального закона.

Следует отметить, что институт электронной банковской гарантии был уже апробирован в рамках проводимого государством эксперимента и пользовался популярностью, поскольку таких банковских гарантий было уже оформлено на несколько сотен миллиардов рублей.

Поэтому основной целью внесения изменений в нормы НК РФ является внедрение в налоговые правоотношения более современного, а поэтому и удобного инструмента — электронной банковской гарантии, которая в обычном формате широко используется в налоговых правоотношениях. Например, банковская гарантия применяется для получения рассрочки уплаты налогов или в целях получения возмещения сумм НДС и акцизов при направлении налоговой декларации с возмещением соответствующих сумм налога.

В целом банковская гарантия в налоговых правоотношениях выступает как один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 72 НК РФ).

Кроме того, из пояснительной записки к комментируемому законопроекту следует, что использование банковских гарантий при возмещении сумм НДС и акцизов в настоящее время увеличилось на треть, в связи с чем электронная банковская гарантия ввиду упрощения ее получения и безопасности использования сможет быть внедрена в налоговые правоотношения.

При этом, согласно положениям законопроекта, электронная банковская гарантия может быть представлена напрямую гарантом, то есть, как правило, непосредственно самим банком, а не налогоплательщиком, что позволит существенно сократить не только сроки возмещения налогов, но и финансовые затраты налогоплательщиков, связанные с оформлением и получением такой банковской гарантии.

Что касается анализа самого законопроекта, то следует отметить, что в нем изложен подробный порядок и условия предоставления электронной банковской гарантии.

В числе таких требований указано, что электронная банковская гарантия должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью того лица, которое обладает соответствующими полномочиями, а также должна быть направлена по ТКС.