ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

Надо ли исполнять требование, которое получено после окончания камеральной проверки?

| статьи | печать | 38

Налоговое законодательство не предусматривает оснований для оставления требования налогового органа без исполнения в случае, когда такое требование направляется налогоплательщику в последние дни камеральной налоговой проверки (Определение Верховного суда РФ от 19.11.2021 № 304-ЭС21-21121).

Суть дела

Компания в установленный срок представила в инспекцию декларацию по УСН. В ходе ее камеральной проверки контролеры выявили ошибки и противоречия. За несколько дней до окончания проверки компании было направлено требование о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в декларацию.

Поскольку данное требование было получено компанией уже пос­ле окончания камеральной проверки, она не стала его исполнять.

Инспекция привлекла компанию к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа на сумму 5 тыс. руб. за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.

Компания обжаловала штраф в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием признать решение о привлечении к ответственности недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков.

В пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (п. 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации срок проведения камеральной проверки составляет с 22 марта 2019 г. по 24 июня 2019 г. Требование было направлено 21 июня 2019 г., то есть в пределах проверки. Соответственно, оно выставлено налоговиками правомерно.

Из анализа положений п. 3 ст. 88 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в предоставлении сведений, пояснений, если предъявленное требование представляется ему необоснованным. Законом налогоплательщику не предоставлены полномочия для проверки оснований направления налоговым органом требования о представлении сведений, пояснений. Налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых пояснений и сведений к контрольным мероприятиям налогового органа и целесообразность выставленного в его адрес требования. Такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющего в установленном законом порядке контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Как указали Конституционный суд РФ в Определении от 12.07.2006 № 267-О и Верховный суд РФ в Определении от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196, полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и пояснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правом истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Направленность и смысл такой процедуры состоит в том, что она является одним из предусмотренных Налоговым кодексом механизмов урегулирования потенциально возможного налогового спора, поводом для которого является обнаружение налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки различного рода ошибок, противоречий и несоответствий.

Таким образом, налоговый орган не только вправе, но и обязан запрашивать информацию, соответствующую профилю возложенных на него задач. В рассматриваемой ситуации требование вынесено налоговиками на основании полномочий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ. Налоговый кодекс не предусматривает оснований для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении пояснений, сведений без исполнения в случае, когда такое требование направляется налогоплательщику в последние дни камеральной налоговой проверки, получено налогоплательщиком после окончания камеральной налоговой проверки и срок исполнения этого требования, как следствие, истекает после окончания камеральной налоговой проверки.

Судья Верховного суда РФ не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

День
Неделя
Месяц