Евразийский союз создает инфраструктурный каркас Большой Евразии

| статьи | печать

Объем взаимной торговли государств ЕАЭС за три квартала уходящего года увеличился на 10,8% в физическом выражении и превысил уровень докризисного 2019 г., подчеркивали участники VIII ежегодной конференции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В наступающем году страны Союза намерены постепенно выстраивать Евразийский транспортный каркас, коридоры которого соединят Европу с Китаем и Скандинавию с Индией, активно внедрять цифровые технологии и «зеленые» проекты.

Размер взаимных поставок государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) за январь — сентябрь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций стран Союза, по данным ЕЭК, составил 51,9 млрд долл., или 132,5% к уровню аналогичного периода прошлого года.

Учитывая лидирующую позицию рубля в расчетах за поставки товаров во взаимной торговле стран Союза, ЕЭК также сделала расчет объема взаимных поставок в российской национальной валюте. По ее оценке, размер взаимной торговли за январь — сентябрь текущего года в российских рублях составил 3839,9 млрд (138,1% по отношению к аналогичному периоду 2020 г.).

Вместе с тем резкий рост стоимостного объема взаимной торговли государств ЕАЭС обусловлен увеличением средних цен на товары единого рынка Союза (на 19,6%), которое в основном было связано с повышением цен на сырьевые товары. Физический объем взаимных поставок увеличился меньше, но его рост тоже был весьма весомым (на 10,8%).

«Мы видим, что совместными усилиями удалось нарастить взаимную торговлю, несмотря ни на какие трудности. За девять месяцев текущего года объем товарооборота между государствами — членами Союза, по нашей статистике, на 10% превысил аналогичный показатель доковидного, 2019 г., — отметил Президент РФ Владимир Путин на заседании Высшего евразийского экономического совета. — Устойчивую динамику демонстрируют встречные инвестиции, финансовый сектор и рынок труда».

Общее законодательство ЕАЭС постепенно приводится в соответствие с новыми масштабными задачами интеграционного строительства. Министерства и ведомства экономического блока стран Союза вместе с ЕЭК активно занимаются выявлением и устранением препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

На сегодня в ЕАЭС, по словам замглавы Минэкономразвития Дмитрия Вольвача, уже устранено 80% барьеров, которые раньше мешали свободному обращению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на просторах Евразии.

Государства — члены Союза стараются максимально синхронизировать свои действия, что позволяет избежать ситуа­ций, когда барьеры во взаимных торгово-экономических отношениях возникают ввиду разной скорости процессов формирования нормативно-правовой базы как на национальном, так и на наднациональном уровнях.

Каркас Большой Евразии

Страны ЕАЭС стремятся использовать преимущества своего географического положения. Евразийский транспортный каркас, который становится одним из ключевых интеграционных проектов, будет представлять собой сеть международных транспортных коридоров на евразийском пространстве по осям «Восток — Запад» и «Север — Юг».

Поскольку Евразийский транспортный каркас «дотягивается» до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить инфраструктурной основой для Большой Евразии.

Эффект сопряжения, по оценке Евразийского банка развития, позволит добавить порядка 40% трафика по сравнению с нынешними показателями перевозки грузов. Евразийский транспортный каркас будет успешно конкурировать в перевозках по маршруту с Суэцким каналом, поскольку доставка грузов из Индии и Китая в Европу станет быстрее в два раза. При этом контейнерный грузопоток в направлении «Север — Юг», который сейчас относительно невелик, может вырасти от 15 до 30 раз. Наконец, так называемый углеродный след по сравнению с морским путем будет ниже на 25%, что важно в условиях нарастающей борьбы за сохранение экологии.

Темпы роста транзита, по мнению министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Темирбека Асанбекова, требуют ускоренного развития как перерабатывающих способностей железнодорожных пунктов пропуска на границах ЕАЭС, так и процессов цифровизации.

«В нынешнем году по сравнению с 2015 г. транзитные перевозки в Союзе показали пятикратный рост, — комментирует ситуацию г-н Асанбеков. — Сегодня уже можно уверенно говорить об эффективной работе сухопутного моста между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместными усилиями ЕЭК и стран Союза планируется обеспечить перевозочную деятельность такими мерами поддержки, как формирование единой товаропроводящей сети и оптово-логистических центров, создание единой системы транзита, запуск цифровой таможни и цифровой торговли».

В ЕАЭС продолжается работа, нацеленная на формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров. Утвержден план мероприятий по реализации приоритетных сервисов экосистемы, начата работа по созданию ее информационно-коммуникационной «витрины», которую планируется завершить до 2023 г.

Весомым шагом в этом направлении станет утверждение в ближайшее время подготовленного по инициативе России Соглашения о применении в ЕАЭС электронных навигационных пломб. Они позволяют отслеживать трансграничные перевозки грузов, надежно гарантировать сохранность товаров и упрощать процедуры их оформления на границе. «Это в значительной степени снижает озабоченности многих других стран, которые присматриваются к работе нашего объединения и являются сего­дня наблюдателями», — заметил В. Путин.

Финансирование значимых инфраструктурных проектов обеспечат банки развития стран ЕАЭС, в частности Евразийский банк развития. В этих целях планируется создать специальную платформу, которая будет осуществлять отбор инфраструктурных проектов и обеспечивать их финансовую поддержку.

«Уже выделено шесть проектов по строительству и модернизации автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, — отметил Т. Асанбеков. — Самым крупным трансграничным проектом из них является проект строительства и модернизации участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту „Европа — Западный Китай“, протяженностью около 8500 км».

Стоит отметить, что формирование большого инфраструктурного каркаса дает надежду на возрождение идеи Большой Евразии — от Лиссабона до Шанхая, которая «потускла» пос­ле начала геополитических конфликтов в 2014 г.

«Зеленые» проекты в приоритете

Евразия обладает, по оценке независимого директора НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» Уильяма Бьюна, большим потенциалом использования как чистых и «зеленых» технологий, будь то гидроэнергетика, солнечная или ветровая энергетика, так и технологий, основанных на развитой нефтехимической инфраструктуре, например производства водорода.

В отличие от так называемых традиционных развивающихся стран государства ЕАЭС исторически обладают развитой научно-образовательной базой и высококвалифицированными кадрами, что позволяет без труда внедрять ведущие технологические разработки. Учитывая масштабный потенциал возобновляемой энергетики и удобное местоположение Союза на стыке Европы и Азии, такие затратные сферы, как центры обработки данных, станут весьма привлекательными для реализации в странах объединения.

«Зеленая» повестка, по словам Д. Вольвача, сегодня становится одним из важнейших направлений сотрудничества стран ЕАЭС. По инициативе России создана рабочая группа высокого уровня и принято специальное совместное заявление глав государств — членов Союза, посвященное этой теме. В настоящее время ведется работа над первым пакетом совместных мероприятий по реализации «климатического трека».