Малый бизнес готовится применять новый налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»

| статьи | печать

Правительство РФ подготовило законопроект, в котором предложило дополнить первую часть НК РФ нормами, предусматривающими применение нового специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (в порядке эксперимента). Рассмотрим основные положения этого спецрежима.

Напомним, ранее глава Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что в нескольких регионах в качестве эксперимента будет введен новый налоговый режим для микропредприятий.

Общие положения

Экспериментальный специальный налоговый режим налогообложения «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее — АУСН) предусмотрен для организаций с численностью до пяти человек и с годовой выручкой до 60 млн руб. Остаточная стоимость основных средств компании не должна превышать 150 млн руб. Для объекта налогообложения «доходы» устанавливается ставка 8%, а для объекта «доходы минус расходы» — 20%. Налоговый период при данном спецрежиме — календарный месяц. Переход на этот режим налогообложения будет добровольным. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие АУСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Применение нового спецрежима предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций, НДФЛ, налога на имущество физических лиц. При этом есть некоторые исключения. Следует отметить, если организация (ИП) платит торговый сбор, налоговая инспекция сама вычтет сумму этого сбора из налога. Отметим, что тариф страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составит 0,0%. У работодателей, которые выберут АУСН, обязанностей по представлению расчета по страховым взносам не будет. Налоговая декларация по налогу в ИФНС не представляется.

Кто применяет новый спецрежим

Налогоплательщиками АУСН признаются организации и ИП, применяющие этот налоговый режим в порядке, установленном законодательством. Организации (ИП), перешедшие на АУСН, обязаны уполномочить банк на передачу в ИФНС сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета. При этом следует сообщить об этом в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченный банк.

Не все организации смогут применять АУСН. Не вправе применять спецрежим:

1) организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;

2) банки и небанковские кредитные организации;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и ИП, производящие подакцизные товары, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, вина наливом (виноматериала), виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) казенные и бюджетные учреждения;

13) иностранные организации;

14) микрофинансовые организации;

15) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);

16) организации и ИП, применяющие другие режимы налогообложения;

17) организации и ИП, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории Российской Федерации;

18) крестьянские фермерские хозяйства

19) и другие.

Налоговый контроль

Налогоплательщики АУСН не освобождаются от проведения камеральной проверки налоговой инспекцией. Она будет проводиться в течение трех месяцев в соответствии с нормами, установленными ст. 88 НК РФ. Камеральная проверка предусмотрена за 12 налоговых периодов истекшего календарного года. При смене налогового режима камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем окончания налогового периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение АУСН. В случае реорганизации, ликвидации организации, прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган заявления. Налогоплательщик не подлежит ликвидации, снятию с учета ранее срока окончания камеральной проверки.

Условия начала и прекращения применения АУСН

Организации (ИП), изъявившие желание перейти на АУСН, должны уведомить об этом инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на АУСН. Это они смогут сделать через личный кабинет налогоплательщика.

Вновь созданная организация (ИП) должна сообщить о переходе на АУСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в инспекции.

Налогоплательщик, перешедший на АУСН, не может до окончания календарного года перейти на другой режим налогообложения. При переходе на другой режим он обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченный банк не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого он переходит на выбранный режим.

Организация (ИП) утрачивает право на применение АУСН при нарушении требований с начала месяца, в котором допущено такое несоответствие.

В этом случае организация (ИП) должна уведомить в электронной форме инспекцию через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию об утрате права на применение нового спецрежима не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоблюдение требований.

Порядок определения доходов и расходов при АУСН

При определении объекта налогообложения при АУСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Если налогоплательщик АУСН выберет объект налогообложения «доходы минус расходы», то расходы должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Они должны быть обоснованы и документально подтвер­ждены.

При применении АУСН не учитываются следующие расходы:

1) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

2) в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет (ст. 176.1 НК РФ);

3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество, в инвестиционное товарищество;

4) в виде средств или другого имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

5) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций;

6) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

7) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

8) в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

9) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

10) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

11) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

12) в виде сумм материальной помощи работникам;

13) на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

14) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно преду­смотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

15) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

16) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;

17) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, если иное не предусмотрено п. 24 ч. 2 ст. 255 НК РФ, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурнозрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

18) в виде стоимости переданных налогоплательщиком-эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;

19) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога,

20) и другие.

Датой получения доходов признается дата поступления денежных средств (включая суммы предварительной оплаты) на счета в банках и (или) в кассу, получения имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором произведен возврат. По операциям, при осуществлении расчетов по которым в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники применяется ККТ, датой получения доходов признается дата формирования чека. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты, включая суммы предварительной оплаты. Расходы учитываются в составе расходов при условии, что они произведены в безналичной форме. В случае осуществления расчета в наличной форме для учета расходов в составе расходов налогоплательщик фиксирует указанный расчет с применением ККТ.

Передача уполномоченными банками сведений о доходах и расходах налогоплательщика

Банки передают в электронной форме в налоговый орган по поручению налогоплательщика информацию о полученных на расчетный счет (перечисленных с расчетного счета) денежных средствах не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором произведены указанные операции. Они предоставляют возможность ознакомления налогоплательщика с информацией о движении средств на счетах.

В свою очередь, налогоплательщик, перешедший на специальный налоговый режим, вправе обратиться в банк для исправления информации не более чем за три календарных года, предшествующих календарному году направления уведомления о сумме налога, подлежащей уплате. В этом случае банк передает в электронной форме в ИФНС уточненную информацию о полученных на расчетный счет (перечисленных с расчетного счета) денежных средствах не позднее 5-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены соответствующие исправления.

Комментарий эксперта

18 ноября 2021 г. в целях реализации поставленной Президентом РФ задачи по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, которая включает в себя упрощение процедуры подачи налоговой отчетности и автоматизации администрирования деятельности микро- и малого бизнеса, на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“».

После принятия данного законопроекта депутатами в некоторых регионах нашей страны (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) начнется применяться в тестовом формате новый режим налогообложения, который во многом схож с традиционной УСН, но тем не менее имеет ряд важных особенностей.

Самым главным отличием нового спецрежима будет являться отсутствие необходимости подачи налоговой отчетности, а сам расчет подлежащих к уплате налогов будет производиться самостоятельно налоговыми органами на основе данных, представленных кредитными организациям, и данных, переданных с помощью ККТ.

Суммы НДФЛ также будут рассчитываться и перечисляться банком самостоятельно при перечислении заработной платы. Налогоплательщик также сможет поручить банку самостоятельно перечислять сумму рассчитанного к уплате упрощенного налога.

Объектов налогообложения, как и на «упрощенке», будет два: «доходы» и «доходы минус расходы». Однако ставки по данным объектам будут отличаться в большую сторону и будут составлять 8 и 20% соответственно.

Для объекта обложения «доходы минус расходы», в отличие от традиционной системы налогообложения в виде УСН, перечень расходов будет открытым, однако в новом законопроекте установлен внушительный перечень расходов, которые признать в затратах будет невозможно.

При признании затрат главным условием будет их соответствие критериям, установленным в ст. 252 НК РФ.

Кроме того, увеличится и сумма так называемого минимального налога, который уплачивается в случае, если сумма расходов превысила сумму полученных доходов. Минимальный налог будет составлять 3%.

Также отличием от традиционной УСН будет отсутствие необходимости уплачивать страховые взносы.

Налогоплательщиками данного спецрежима смогут выступать организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в регионе проведения налогового эксперимента, сумма доходов у которых за год не превышает 60 млн руб. При этом список ограничений для применения пилотного режима налогообложения будет весьма обширным.

Так, например, не смогут применять новый режим налого­обложения организации и ИП, которые принимают на работу нерезидентов РФ, некоммерческие организации, иностранные организации, ряд налогоплательщиков, которые не имеют права на применение УСН, а также другие перечисленные в законопроекте категории налогоплательщиков.

Налоговый период будет составлять всего один календарный месяц, по итогам которого должен уплачиваться налог в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Предприниматели, которые перейдут на новый режим налогообложения, должны будут выбрать для расчетов соответствующий банк, который будет уполномочен совершать ряд операций от имени налогоплательщика.

Для перехода на новый режим налогообложения необходимо уведомить налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или банк вплоть до 31 декабря. Новые же созданные организации и ИП получат право это сделать в течение 30 дней с момента государственной регистрации.

Исходя из анализа законопроекта, можно сделать вывод, что он будет полезен тем представителям бизнеса, которые платят официальную заработную плату своим сотрудникам, однако, как показывает практика, большинство представителей микро- и малого бизнеса не придерживаются подобной модели выплаты заработных плат.

Кроме того, существенным минусом при выборе названной системы налогообложения могут стать налоговые ставки, которые стали выше, чем при применении стандартной УСН.

При этом освобождение от обязанности по подготовке и сдаче налоговой отчетности вряд ли станет «камнем преткновения» при выборе новой системы налогообложения, поскольку традиционная УСН никогда не вызывала вопросов в плане тех или иных сложностей при формировании налоговой отчетности.

А вот ежемесячный формат уплаты экспериментального налога может и вовсе отбить желание перейти на новую систему налогообложения.