Транспортная стратегия — 2035: на что сделают упор власти

| статьи | печать

Президент России Владимир Путин поручил правительству в ближайшее время рассмотреть и утвердить проект транспортной стратегии на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. Глава государства ознакомился с проектом документа на заседании президиума Госсовета России. По словам министра транспорта Виталия Савельева, ключевой принцип стратегии — клиентоцентричность. Стратегия отрасли впервые структурирована не по видам транспорта, а по категориям услуг.

Президент сказал следующее: «С принятием стратегии должна незамедлительно начаться практическая работа как на региональном уровне, так и на уровне федеральных министерств и ведомств. Прошу правительство не позднее I квартала будущего года подготовить детальный план реализации транспортной стратегии и сделать это в прямом диалоге с руководителями регионов и ведущих отраслевых компаний». По его словам, будущие контуры отечественной транспортной системы необходимо определить с учетом новых технологических вызовов, экономических и социальных задач, планов развития регионов и страны в целом, создания конкурентоспособных транзитных коридоров.

Об основных положениях новой стратегии президенту доложил министр транспорта В. Савельев. Он отметил, что стратегия отрасли впервые структурирована не по видам транспорта, а по категориям услуг в интересах населения, бизнеса и государства, а одним из ее основных акцентов стала цифровизация и прорывные технологические решения. «Россия является заметным игроком на мировом рынке беспилотного транспорта, поэтому мы должны нарастить наши преимущества, использовать их во благо экономики», — пояснил В. Савельев.

Министр обратил внимание на то, что, как и во всем мире, транспорт в России становится более экологически чистым. Вместо бензина или дизельного топлива начинают широко использоваться электричество, водород, другие низкоуглеродные источники. Это касается не только общественного транспорта, но и коммерческих грузоперевозок, а также личных автомобилей в пользовании граждан. Поэтому отдельный акцент в программе сделан на концепции устойчивого развития, включающей инициативы по экологии.

В пассажирских перевозках власти планируют уделить особое внимание развитию магистрального пассажирского каркаса в агломерациях, региональным авиаперевозкам, сокращению поездок на личном автомобиле. Авторы стратегии хотят увеличить долю поездок на общественном транспорте в крупных и крупнейших агломерациях с 54 до 69%.

Грузовладельцам планируется создать условия для эффективных бесшовных грузоперевозок с высоким уровнем качества, скорости и сниженной себестоимостью. К 2035 г. скорость перемещения несырьевых грузов должна увеличиться в четыре раза, до 1000 км в сутки. При этом контейнерный транзит через территорию России станет больше в шесть раз.

При подготовке стратегии ее авторы провели сравнительный анализ транспортной отрасли России с сопоставимыми экономиками развитых и развивающихся стран. Исследование показало, что среднегодовые инвестиции в транспорт в РФ за 2014—2019 гг. составили 2,3% к ВВП, что в 1,4 раза ниже среднемировых значений. Только 30% инвестиций направляется на строительство новых объектов транспортной инфраструктуры (70% — на поддержание текущей инфраструктуры). В мире — порядка 50%, с более низкой долей для отдельных видов транспорта, например внутреннего водного.

В том числе в силу географических и климатических особенностей в РФ в пять — десять раз ниже уровень покрытия территории сетью автомобильных дорог, в 5—15 раз ниже уровень развития скоростной и высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры. Свыше 3,7 млн человек проживают более чем в двух часах езды от железнодорожной станции или аэропорта, и свыше 4 млн человек проживают более чем в четырех часах езды до среднего или более крупного населенного пункта (свыше 50 тыс. человек).

Вместе с тем в стране не развита региональная связность — 61% внутренних воздушных перевозок проходит через Москву. Из-за комплекса проблем уровень транспортной подвижности населения в РФ в два — четыре раза ниже в сравнении с развитыми странами. Причем более 70% дальних поездок приходится на 30% населения, проживающих в 20 крупнейших агломерациях, а за их пределами транспортная подвижность на 40% ниже.