Минцифры России разъяснило, какие компании, разрабатывающие программное обеспечение, подпадают под налоговые льготы, а какие — нет

| статьи | печать

Ряд IT-компаний с 2021 г. может пользоваться налоговыми преференциями. Это возможно при разработке, реализации программ для ЭВМ, баз данных, а также в некоторых других случаях. При этом, например, что понимается под «разработкой» программ для ЭВМ, нигде не закреплено. В связи с этим Минцифры России разъяснило, в каких случаях можно считать, что компания занимается разработкой программ для ЭВМ и баз данных, какие документы подтверждают данный факт, а также важен ли объем участия в разработке. Подробнее о налоговом маневре для IT-компаний читайте в ближайших номерах «ЭЖ-Бухгалтер».

С 2021 г. в Налоговом кодексе появились поправки в части предоставления налоговых преференций для IT-компаний. Изменения были внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Помимо прочих изменений, страховые взносы для таких компаний снизили до 7,6%, а налог на прибыль — с 20% до 3%.

Эти и другие льготы предоставляются компаниям, которые:

  • разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ, базы данных;

  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Однако на практике возникают вопросы, что именно понимается под разработкой программ для ЭВМ, баз данных. Поэтому Минцифры России выпустило несколько разъяснений.

Разъяснения по поводу понятия «разработка»

Рабочая группа по вопросам подготовки разъяснений условий использования налоговых преференций для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, провела 30.08.2021 заседание. По его итогам был подготовлен протокол от 30.08.2021 № 1003пр. Основываясь на выводах этой рабочей группы, Минцифры выпустило письмо от 07.09.2021 № П11‑2‑05‑200‑38749 «О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий».

В нем указано, что разработкой является набор действий, результатом выполнения которых являются программные средства. При этом разработка программного обеспечения включает в себя следующие процессы:

  • определение требований к программному обеспечению;

  • проектирование программного обеспечения;

  • кодирование программного обеспечения;

  • интеграцию программного обеспечения.

Разъяснения о подтверждении факта разработки программ для ЭВМ и баз данных

Впоследствии Минцифры выпустило еще одно разъяснение — письмо от 11.10.2021 № П11‑2‑05‑200‑44970 «О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий».

В нем разъяснено, что понимается под «разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных», а также какие документы можно использовать для подтверждения факта участия в разработке программ для ЭВМ и баз данных для их использования органами власти, юридическими и физическими лицами.

Вот основные разъяснения Минцифры России:

1. В разработке должен участвовать работник по трудовому договору или другое лицо по гражданско-правовому договору.

Минцифры указало, что реализация процессов разработки осуществляется непосредственно физическими лицами — специалистами различных профилей (это аналитики, математики-алгоритмисты, программисты, тестировщики, дизайнеры, технические писатели, инженеры по эксплуатации и др.).

Таким образом, условием признания компании разработчиком программы для ЭВМ, базы данных и, соответственно, получения налоговых льгот является наличие правовой связи компании с физическими лицами, являющимися участниками процессов разработки программы для ЭВМ, базы данных. То есть между компанией и такими лицами, которые участвуют во всех или некоторых процессах разработки, должны быть заключены трудовые или гражданско-правовые договоры.

2. Программы для ЭВМ, базы данных могут быть разработаны компанией как путем использования собственных трудовых ресурсов, так и с привлечением третьих лиц.

В законодательстве не предусмотрено требований к соотношению долей разработки, осуществляемой непосредственно работниками и привлеченными физическими или юридическими лицами по гражданско-правовым договорам. Тем не менее необходимым условием для признания компании разработчиком является фактическое участие в разработке программы физических лиц, являющихся работниками такой компании или привлеченных ею по гражданско-правовым договорам. При этом требований к минимальной численности таких лиц не предъявляется.

3. Не имеет значения объем прав компании на программу ЭВМ, базу данных.

Для получения налоговых льгот в законодательстве не предусмотрено требований к объему прав на реализуемые программы или базы данных, то есть к наличию исключительного права или права использования в определенном объеме.

В случае перехода исключительного права на программы для ЭВМ, базы данных в результате реорганизации организация-правопреемник для расчета доли в 90% вправе учитывать доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и прав на них при условии, что реорганизованная организация являлась разработчиком этих программ для ЭВМ, баз данных.

В иных случаях приобретения прав компания вправе считаться разработчиком программы для ЭВМ, базы данных, если она нанимала для разработки физических лиц по трудовому или гражданско-правовому договору. Например, при отчуждении исключительного права, внесении исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал, передаче прав по лицензионному договору, заключении договора цессии и пр.

4. Должны быть документы, подтверждающие участие в разработке программы для ЭВМ, базы данных.

Для подтверждения участия в разработке программы для ЭВМ, базы данных компания может использовать любые документы, позволяющие подтвердить участие ее работников или физических лиц в рамках гражданско-правовых отношений в процессах разработки. Это могут быть документы, обычно используемые при создании объектов интеллектуальной собственности, например:

  • приказы о начале разработки или иные документы, свидетельствующие о начале разработки (приказ о создании рабочей группы и т.п.);

  • приказы об окончании разработки или иные документы, свидетельствующие об окончании разработки (приказ о приемке, акт или протокол приемки, акт приема-передачи нематериальных активов, приказ о постановке на баланс и т.п.);

  • служебные задания или технические задания в любой применяемой в компании форме — в отношении работников компании;

  • договоры на разработку программы для ЭВМ, базы данных (всех или некоторых этапов, части этапов разработки), дополнительные соглашения к ним, приложения, технические задания, спецификации, акты сдачи-приемки выполненных работ или оказанных услуг — в отношении физических лиц в рамках гражданско-правовых отношений;

  • любые иные документы, непосредственно предусмотренные локальными нормативными актами компании (приказами, положениями и т.д.).

Если компания участвовала в разработке в качестве подрядчика или исполнителя, организованной другими организациями-заказчиками, то участие в разработке таких программ для ЭВМ, баз данных может подтверждаться как документами самой компании, так и документами организации-заказчика.

Перечень документов, которые могут подтверждать участие организации в разработке программы для ЭВМ, базы данных, не является исчерпывающим и закрытым. Можно предоставить иные документы, позволяющие установить факт участия организации в разработке программы для ЭВМ, базы данных, в том числе с привлечением третьих лиц.

Разъяснения применяются для производных произведений

Данные разъяснения применимы также для лиц, осуществляющих создание производных произведений, представляющих собой переработку (модификацию) других программ для ЭВМ и баз данных.

Комментарий эксперта

В обоих случаях разъяснения Минцифры России даны относительно п. 1.15 ст. 284 и подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ. Эти нормы регулируют порядок предоставления налоговых льгот для IT-компаний, установленных в рамках налогового маневра для поддержки IT-компаний, развития электронной промышленности и ЭКБ (электронной компонентной базы). Для данных изменений в среде интернет-пользователей закрепилось название «налоговый маневр в IT-отрасли». Этот «маневр», о котором впервые заговорили в июне 2020 г., позволяет перечисленным игрокам рынка применять с 01.01.2021 более низкие ставки и тарифы, в частности:

  • ставки налога на прибыль компании: в федеральный бюджет — 3%, в бюджет субъекта РФ — 0%;

  • суммарный размер тарифов страховых взносов за сотрудников компании на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование) и по ВНиМ (страховые взносы по временной нетрудоспособности и материнству) до 7,6%.

Обе перечисленные в разъяснениях нормы НК РФ относятся именно к игрокам рынка, осуществляющим деятельность, связанную с программами для ЭВМ и базами данных. Для получения вышеуказанных льгот надо, чтобы среднесписочная численность работников компании за отчетный (налоговый) период составляла не менее семи человек, а доля доходов от реализации программ для ЭВМ и баз данных — не менее 90% в сумме всех доходов компании за указанный период.

Если требования соблюдаются, то необходимо получить в Минцифры России аккредитацию организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Сам процесс аккредитации упрощен — достаточно подать заявление в электронной форме.

Однако соответствует ли компания перечисленным требованиям, имеет ли она право на льготы — вопросы нетривиальные в связи с отсутствием прямого толкования в законе таких понятий, как «разработка», «адаптация», «модификация», «установка», «тестирование», «сопровождение» программ для ЭВМ и др.

Именно поэтому понадобились разъяснения Минцифры России, позволяющие исключить из «льготников» различных агентов, посредников, которые к самим программам для ЭВМ имеют опосредованное отношение, а заняты, скорее, спекулятивными процессами вокруг них.

Первое письмо Минцифры России от 07.09.2021 раскрывало общие понятия, перечисленные в самих нормах НК РФ, а письмо от 11.10.2021 скорее относится к практике применения «пограничных» ситуаций, например, как определить, имеет ли компания право на льготу, если к разработке программы она привлекала третьих лиц (субподрядчиков), какие документы будут подтверждать права компании на программу, соответственно, право на льготы и др.

Все эти вопросы неоднократно возникали по ходу рассмотрения различных судебных споров как с налоговыми органами, так и по другим искам. Некоторые из них также разъясняла ФНС России, в частности, имеет ли право компания, выделенная из организации, осуществляющей несколько видов деятельности, получать льготы, если она соответствует остальным критериям, другие — ВС РФ, указавший, что не признается переработкой создание похожего (например, из-за использования одной и той же исходной информации), но творчески самостоятельного произведения. В связи с тем, что Минцифры России наделено полномочиями для разрешения спорных ситуаций, связанных с применением льгот, эти разъяснения имеют важное значение.

Вместе с тем необходимо отметить, что письма Минцифры России носят информационно-разъяснительный характер и могут быть не приняты во внимание судом в рамках рассмотрения конкретного дела. В то же время с 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В нем предусмотрено, что для ряда федеральных органов исполнительной власти досудебное обжалование становится обязательным. Такой порядок означает, что без прохождения обязательной процедуры досудебного обжалования контролируемое лицо не вправе обратиться в суд, таким образом, разъяснения Минцифры России, вероятнее всего, помогут быстрее разрешить в досудебном порядке спорные ситуации.