Намусорил — убери: бизнес будет нести ответственность за ликвидацию эковреда

| статьи | печать

Правительство внесло в Госдуму законопроект об ответственности собственников за ликвидацию причиненного окружающей среде вреда. Документ предусматривает регулирование в отношении производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности. По данным Ростехнадзора, сегодня в стране около двух тысяч подобных пунктов.

Понятие «накопленный вред окружающей среде» закреплено Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ. Этим термином обозначается вред, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. Накопленный вред может быть причинен почвам, недрам, растительности и животным, поверхностным и подземным водам.

После распада СССР и приватизации предприятий новые собственники, стремясь снизить издержки, старались снять с себя ответственность за накопленные отходы и вред, причиненный окружающей среде. Проблемные объекты передавали государству или просто бросали. Этот процесс продолжается до сих пор во многом из-за отсутствия должного правового регулирования и надзора. В итоге бремя по очистке земель перекладывается с обладающего экономическими ресурсами предприятия на муниципальное образование или на государство.

Нанесенный промышленностью ущерб природе не поддается оценке

В марте прошлого года Greenpeace опубликовал результаты исследования, в рамках которого эксперты попытались оценить масштабы накопленного экологического ущерба в России. В материалах организации говорится, что полностью подсчитать объем нанесенного природе урона вряд ли возможно. По официальным данным, в России скопилось до 100 млрд т опасных отходов, и эта цифра увеличивается с каждым годом. По данным Минприроды России, эти отходы угрожают здоровью и жизни 17 млн человек.

В России образовались тысячи свалок, шламонакопителей и отвалов. Даже крупные и довольно успешные компании до сих пор не создают финансовые резервы для переработки или утилизации своих отходов, а уборка за ними территории дорого дается государству. Например, стоимость рекультивации шламонакопителей «Белое море» и «Черная дыра» в Дзержинске (Нижегородская область) оценивается в 2,217 млрд и 2,851 млрд руб., стоимость рекультивации шламонакопителей Байкальского ЦБК в Байкальске (Иркутская область) — 5,9 млрд руб.

Во время обращения к Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин поставил задачу в кратчайшие сроки принять закон, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда и рекультивацию промышленных площадок, отметив, что подход в области охраны окружающей среды носит принципиальный характер. «Подход простой: получил прибыль за счет природы — убери за собой. Здесь нужно действовать жестко — Росприроднадзор и другие контролирующие органы должны выполнять возложенные на них обязанности», — подчеркнул глава государства.

«Бесхозные предприятия мешают людям нормально жить, губят нашу природу. Получив доход, собственники зачастую бросают свое имущество, а ликвидировать ущерб приходится за счет государства», — заявил премьер-министр Михаил Мишустин 14 октября на заседании правительства. Он выразил надежду, что подготовленные по поручению главы государства поправки в федеральное законодательство об охране окружающей среды позволят предотвратить появление таких проблем.

Законопроект предусматривает установление обязанности для собственников предприятий восстанавливать окружающую среду и рекультивировать по действующим правилам территорию после завершения хоздеятельности. Как пояснил на заседании министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, регулирование будет введено в отношении производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности. По данным Ростехнадзора, сегодня в стране около двух тысяч подобных объектов.

Авторы поправок предлагают обязать владельца объекта за пять лет до конца срока его эксплуатации разрабатывать план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия. Росприроднадзор будет контролировать выполнение плана, а по итогам выдавать заключение. Только при наличии этого документа объект можно будет исключить из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзора. Сейчас за экологическими последствиями при исключении никто не следит.

Если обязательства по разработке и реализации плана не будут выполнены, владельцы понесут ответственность. Им придется заплатить компенсационный платеж в размере стоимости ликвидационных мероприятий, который будет рассчитывать Росприроднадзор по утверждаемой правительством методике. В случае неуплаты — приостановка объявления о выплате и выплаты дивидендов до момента уплаты компенсационного платежа либо предоставления плана мероприятий с положительным заключением госэкоэкспертизы и соответствующим финансовым обеспечением.

Чтобы предотвратить перепродажи проблемных объектов в пользу фирм-однодневок, будут введены механизмы контроля сделок. Если сделка заключается более чем за пять лет до конца срока эксплуатации, новый собственник должен представить в уполномоченный федеральный орган документы, подтверждающие его финансовую устойчивость.

При отчуждении объекта менее чем за пять лет до конца срока эксплуатации новый собственник должен иметь одобренный экологической экспертизой план ликвидации и финансовое обеспечение. Покупатель должен четко понимать ситуацию и быть готовым нести ответственность за наследие, которое он покупает, считают в кабмине.

По словам главы Минприроды, в подготовке поправок активное участие принимали представители бизнеса и промышленности. «Срок выверили с бизнесом. Именно за пять лет можно оценить объем последствий, понять, будет ли продлеваться работа предприятия или его ликвидируют», — прокомментировал А. Козлов.

Уклоняющимся от уборки за собой компаниям не оставят лазеек

Регулирование коснется промышленных площадок и цехов крупных химических и нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, на которых используются токсичные вещества, а также объектов размещения наиболее опасных отходов. «Пока такие предприятия успешно получали сверхприбыли, уходя от необходимости затрат на утилизацию. В этой отрасли переработка и уничтожение отходов — весьма ресурсозатратны. Предприятия поменьше и вовсе избавлялись от необходимости, элементарно оформляя банкротство или оплачивая незначительный штраф», — сообщил «ЭЖ» генеральный директор холдинга Black Horse Владимир Соколов.

Он обратил внимание, что сегодня, особенно в регионах, компании создают свалки, выкупая частные земли как полигоны. В 2020 г. в России насчитывалось около полутора тысяч незаконных мест для свалки отходов. Мусор просачивается в землю, разносится по всему городу, попадает в воду после продолжительных ливней. «Штрафы накапливаются, и после компания может быть просто ликвидирована, а мусор остается на месте и „переходит“ к другой компании. Думаю, законопроект решит ситуацию как в случае с крупными компаниями, так и в регионах», — отметил В. Соколов.

Андрей Андреев, адвокат, председатель международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права», считает, что документ должен закрыть все лазейки, которыми пользуются промышленники, чтобы уйти от ответственности за ликвидацию причиненного ущерба экологии. «Очевидных лазеек у предпринимателей остается одна — занижение масштабов официального ущерба при проверках благодаря дружественному аудитору», — заключил эксперт по результатам анализа проекта.

Он обратил внимание, что оценка масштаба ущерба — основная проблема в этой сфере. Например, предприятие может проводить за собой уборку, но дружественный аудитор отразит гораздо меньший объем урона, чем есть на самом деле. Государственная комиссия же, напротив, может указать больший масштаб. Таким образом, проверки в данной области могут носить коррупционную составляющую.

По словам А. Андреева, законопроект отечественных разработчиков во многом перенял в себя зарубежный опыт, например, в Великобритании и Польше ответственность за устранение накопленного экологического вреда также несет собственник предприятия. Однако в зарубежных законодательствах предусмотрена возможность взыскания средств за утилизацию вреда с предыдущего владельца, если нынешний собственник докажет, что вред был причинен не по его вине.

В некоторых странах активно реализуется формат государственно-частного партнерства. Так, в 2002 г. в Германии было заключено соглашение, согласно которому представители бизнеса выплачивали 3 млн евро в течение 2005 г. и 2 млн евро в течение 2006 г., а власти — 3,5 млн евро ежегодно в течение всего срока соглашения (три года). Эти средства были направлены на очистку территорий.

В России закон об ответственности бизнеса за ликвидацию эковреда, по планам властей, должен заработать с 1 сентября 2022 г. Средства за негативное воздействие на окружающую среду, поступающие в федеральный и региональные бюджеты, будут защищены и смогут направляться исключительно на экологические мероприятия и проекты.

В настоящее время эти платежи не окрашены и растворяются в консолидированных бюджетах субъектов РФ. По данным кабмина, из 38,9 млрд руб., поступивших в консолидированные бюджеты субъектов РФ в период с 2018 по 2020 г. на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, субъекты РФ израсходовали 721 млн руб. (менее 2%).