Разъяснено, будут ли действовать уже выданные в 2021 г. электронные подписи

| статьи | печать

Недавно коммерческие удостоверяющие центры должны были аккредитоваться по новым правилам. А с 2022 г. вступят в силу очередные поправки, из-за которых многим придется получать новую электронную подпись. Минцифры России разъяснило, будут ли действовать в 2021 и 2022 гг. электронные подписи, которые выдали аккредитованные и неаккредитованные удостоверяющие центры. Минцифры России опубликовало письмо о том, можно ли пользоваться уже полученными электронными подписями в 2021 г., а также после 2022 г. (письмо от 10.08.2021 № ОП-П15‑085‑33604 «О разъяснении применения положений Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ»).

Дело в том, что с 01.07.2021 вступили в силу поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (они внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ). Помимо прочего, в них предусмотрено, что уже сейчас директор компании может получить квалифицированную электронную цифровую подпись в налоговом органе. А с 2022 г. директор сможет получить электронную подпись только в Удостоверяющем центре ФНС России или у его доверенных лиц. При этом коммерческие удостоверяющие центры будут выдавать подписи только для физических лиц. Такие удостоверяющие центры должны быть переаккредитованы по новым правилам.

В связи с этим Минцифры России разъяснило, будут ли действительны уже выданные электронные подписи.

1. Ситуация: коммерческий удостоверяющий центр, переаккредитованный пос­ле 01.07.2020, выдал электронную подпись после этой даты.

Минцифры России указало, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, созданные аккредитованными после 01.07.2020 удостоверяющими центрами, вправе применять такие сертификаты и после 01.01.2022, то есть до окончания срока действия таких сертификатов. После окончания срока они могут получить сертификаты квалифицированной электронной подписи в Удостоверяющем центре ФНС России или у его доверенных лиц.

Это правило распространяется на владельцев электронной подписи — физических лиц, действующих от имени юридического лица на основании учредительных документов (от имени индивидуального предпринимателя), а также действующих по доверенности.

2. Ситуация: коммерческий удостоверяющий центр выдал электронную подпись до 01.07.2021, но не прошел переаккредитацию.

В этом случае электронная подпись будет действовать только до 2022 г. Поэтому Минцифры России рекомендовало проверять перечень аккредитованных удостоверяющих центров, в котором указана дата аккредитации удостоверяющего центра, обращая внимание на то, что дата такой аккредитации должна быть после 01.07.2020.

Перечень таких переаккредитованных удостоверяющих центров, а также перечень удостоверяющих центров, не получивших аккредитацию в период с 01.07.2021 до 31.12.2021 и деятельность которых будет прекращена, размещен на сайте https://digital.gov.ru/ru (в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров»).

3. Ситуация: коммерческий удостоверяющий центр выдал электронную подпись до 01.07.2021, но переаккредитовался по новым правилам после 01.07.2021.

Если удостоверяющий центр не прошел аккредитацию по новым правилам, то в период с 01.07.2021 до момента переаккредитации он не вправе выдавать сертификаты электронной подписи. Если в нарушение закона он выдаст электронную подпись, то она будет считаться недействительной. Но если удостоверяющий центр выдал сертификат электронной подписи до 01.07.2021 и при этом он прошел переаккредитацию до 31.12.2021, то такие сертификаты электронных подписей будут действовать до окончания срока их действия.