Отменены требования по репатриации валютной выручки: на кого распространяются новые послабления?

| статьи | печать

Изменения в валютной сфере в пользу компаний-экспортеров продолжаются. На этот раз отменили требования по репатриации выручки по внешнеторговым контрактам, заключенным в иностранной валюте. То есть многим компаниям, в том числе зарубежным филиалам российских компаний, больше не нужно переводить деньги от сделок с иностранцами в российские банки. Однако сырьевые компании под эти поправки не подпали. Им по-прежнему придется исполнять требование о репатриации валютной выручки. В этом материале рассказываем, кто именно подпал под послабления, на кого новые положения не распространяются и какие компании будут обязаны передавать в Банк России новую отчетность.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“» (далее — Закон № 223-ФЗ). Этот закон принят во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21.04.2021. В нем глава государства просил устранить избыточные ограничения для экспортеров.

В поправках предусмотрено освобождение резидентов от требования по репатриации выручки по внешнеторговым контрактам в иностранной валюте. То есть теперь многие экспортеры не обязаны переводить деньги от сделок с иностранными контрагентами на счета в российских банках. До 01.07.2021 компаниям приходилось перечислять валютную выручку на свои счета в российских банках (это не требовалось только по рублевым контрактам). Если резидент не исполняет эту обязанность, то ему грозит штраф по ч. 15.25 КоАП РФ.

При этом по-прежнему действуют требования о постановке на учет внешнеторгового контракта, о соблюдении сроков предоставления в банк документов об операциях по внешнеторговому контракту.

Репатриацию отменили, но не для всех

Теперь резиденты вправе не репатриировать выручку в иностранной валюте от нерезидентов по внешнеторговым контрактам:

  • за переданные нерезидентам товары, за исключением определенных сырьевых товаров по некоторым кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

  • за выполненные для нерезидентов работы;

  • за оказанные нерезидентам услуги;

  • за переданные нерезидентам информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в новой редакции, далее — Закон о валютном регулировании).

Стоит отметить, что требование о репатриации выручки по рублевым контрактам отменили еще в 2020 г. Таким образом, теперь репатриация не применяется к экспортным контрактам как в иностранной, так и в российской валюте.

Однако в ч. 8 ст. 19 Закона о валютном регулировании указаны случаи, когда соблюдать репатриацию по-прежнему придется:

  • если резидент уплатил нерезиденту аванс по внешнеторговому контракту за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. При этом если нерезидент не поставил товар, не выполнил работы (не оказал услуги), то резидент, как и раньше, должен обеспечить возврат аванса в срок, установленный контрактом;

  • если заключен внешнеторговый контракт по передаче нерезидентам сырьевых товаров, которые подпадают под некоторые коды, указанные в единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Например, под послабления не подпали компании, которые экспортируют нефть, древесину, газ, драгоценные материалы и т.д. Полный перечень таких кодов указан в Законе № 223-ФЗ;

  • если заключен договор займа, по которым резидент предоставил нерезиденту заем.

Применение новых положений к «старым» договорам

В Законе № 223-ФЗ указано, что действие новых послаблений распространяется также на внешнеторговые контракты, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, если они заключены до 01.07.2021, но обязательства по оплате не были исполнены (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Таким образом, по договорам, для которых репатриация отменена, разрешено зачислять деньги на счета резидентов в зарубежных банках, в том числе по ранее заключенным договорам.

Новая отчетность, которую нужно подавать в Банк России

Банк России будет публиковать на своем сайте перечень резидентов, обязанных в порядке, установленном Банком России, обеспечить представление ему определенной информации. Критерии формирования перечня определит Банк России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. Перечень резидентов размещается на официальном сайте Банка России (ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании). В пояснительной записке к законопроекту указано, что сведения нужно будет передавать для макроэкономической статистики.

Компании, попавшие в этот список, должны будут представить в Банк России информацию:

  • о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ, а также

  • об активах и обязательствах, номинированных или подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов (ч. 5 ст. 22 Закона о валютном регулировании).


Принять к сведению

Это не первые валютные послабления. Некоторые положения изменились в 2020—2021 г.:

  • Отменили обязанность репатриировать выручку по внешнеторговым контрактам в рублях с аналогичными исключениями, но есть отличия в кодах по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ч. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ).

  • Введены дифференцированные меры административной ответственности за невозврат валютной выручки. Размер штрафа снизили до 3—10% по рублевым внешнеторговым контрактам, до 5—30% — по валютным внешнеторговым контрактам (Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ).

  • В статье 15.25 КоАП РФ появилась возможность накладывать предупреждение (вместо штрафа) за нерепатриацию валютной выручки. Это возможно, если сумма неполученных денег меньше 100 млн руб. в течение года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 72-ФЗ).

  • Не будут привлекать к административной ответственности за нерепатриацию валютной выручки, если резидент обеспечит возврат денег в течение 45 дней после истечения срока, предусмотренного договором (Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ).

  • Разрешен зачет внешнеторговых обязательств при оказании нерезидентами некоторых услуг (Федеральный закон от 07.04.2020 № 118-ФЗ).

Комментарий эксперта

Возможность зачислять выручку на зарубежные счета позволяет российскому бизнесу получать деньги там, где это удобно клиенту. Скрывать выручку от налогов на зарубежных счетах давно бессмысленно в условиях международного автоматического обмена информацией. Отменить ограничения на получение денег за рубежом стоило многие годы назад.

Теперь российские юридические лица смогут без риска конфискации выручки работать за границей не только через дочерние организации, но и через филиалы или представительства. Раньше вести за границей деятельность через филиал или представительство и даже открывать им зарубежные банковские счета тоже было можно, но вот зачислять на иностранные счета выручку (за редкими исключениями) нельзя.

За зачисление внешнеторговой выручки на зарубежные счета раньше полагался штраф от 75 до 100% суммы операции. В условиях, когда с полученной суммы уплачены все налоги, такой штраф почти всегда больше, чем оставил себе получатель. В отсутствие сколько-нибудь доказуемой общественной опасности зачисления средств на зарубежный счет и при недостижимости цели превенции какого-либо вреда такой штраф превратился в конфискационный налог.

Несмотря на поправки, проверяющие и после 01.07.2021 продолжают налагать штрафы за ранее совершенные операции. Прекращать взыскание ранее наложенных штрафов административные органы тоже отказываются. Один из пунктов летнего закона распространил новое валютное регулирование на ранее заключенные договоры, обязательства по которым не исполнены. Казалось бы, это послабление резидентам, которые не успели получить выручку. Но этот пункт используется, чтобы обосновать, что для выручки, которая уже была зачислена до 1 июля 2021 г., все по-прежнему и послаблений нет. Между тем нельзя путать регуляторные и охранительные нормы. Регуляторные нормы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это (что и произошло для «открытых» внешнеторговых договоров), а охранительные, если они улучшают положение привлекаемого к публичной ответственности лица, — всегда.

Более того, конфискационные штрафы по-прежнему актуальны для зачисления средств на зарубежные счета вне рамок внешней торговли, в частности, физическими лицами — валютными резидентами, когда операция не входит в «белый список» разрешенных.

Данные для наложения штрафа проверяющие берут из отчетов о движении средств, которые представляют сами резиденты, причем «прозревают» проверяющие часто не сразу пос­ле получения отчета, а незадолго до истечения двухлетнего срока давности, собрав отчеты за несколько периодов. Дальнейший спор для нарушителя, как правило, бесполезен.

Суды отказываются снижать штрафы, укоризненно повторяя, что плохой закон — это закон, его незнание не освобождает от ответственности, а опасность деяния выражена в «пренебрежении к установленному порядку» и «дезорганизации отношений в сфере регулирования». Формулировки, всегда помогающие, когда надо наказать без какого-либо ущерба и угрозы.

Отвергаются даже аргументы, что в некоторых иностранных валютах вообще невозможно получить деньги на российский счет, потому что в нашей стране нет ни одного банка, который работает в этой валюте. Объективное понятие вины юридического лица как непринятия всех возможных мер, по мысли проверяющих и судов, означает, что надо заставить клиента платить в валюте, которую можно принять на российский счет.

Иногда в судебной практике можно обнаружить и поучительный посыл, будто получение денег на зарубежные счета лишает резидента возможности содержать себя и вести деятельность. Штраф в размере всей выручки преподносится здесь как полезная услуга проверяющих нерадивому и не владеющему основами финансовой логистики резиденту. Примерно так же иногда считают, что без многочисленных форм отчетности по валютным операциям резиденты запутаются в платежах.

Бизнесу, который нес за границей требуемые для получения выручки доходы, предлагалось доказать, сколько конкретно нужно потратить за рубежом, да и то по нескольким видам работ и услуг. Любой изъян в аргументации — например, в договоре возмещение затрат не выделено и покрывается выручкой — снова означал конфискацию.

Надеемся, что с новыми поправками мелочная опека и начетничество в подходах к валютным операциям без малейшего понимания, как на самом деле работают международные экономические отношения, хотя бы частично прекратятся.

Советы экспертов

Несмотря на положительные изменения в валютном законодательстве, резидентам стоит быть бдительными при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов.

Мы советуем:

  1. проверить, что договор точно не попадает под исключения, на которые не распространяются изменения;

  2. в случае возникновения вопроса о ретроспективности действовать проактивно и самому сообщать должностному лицу или суду об изменениях;

  3. не забывать, что требования по регистрации договора и подаче подтверждающих документов по-прежнему в силе;

  4. помнить, что появилась новая обязанность по информированию о платежах нерезидентов;

  5. следить за развитием правоприменительной практики относительно трактовки положений закона об обязанности обеспечить исполнение договора иным способом, отличным от расчетов.