Суд отменил штраф за непредставление документов в рамках выездной налоговой проверки, проводившейся на территории налогоплательщика

| статьи | печать

Во время выездной проверки налоговый орган имеет доступ к документам налогоплательщика. Это обстоятельство исключает возможность назначения штрафа за неисполнение требования налоговиков о представлении документов. Такой вывод следует из Определения Верховного суда от 21.06.2021 № 308-ЭС21-8996.

Суть дела

В ходе выездной налоговой проверки инспекция направила обществу требование о представлении документов. Поскольку требование было выполнено обществом не в полном объеме, инспекция вынесла решение о привлечении общества к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Из пункта 1 ст. 126 НК РФ следует, что за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. При этом, по мнению налоговиков, положения ст. 126 НК РФ не ставят привлечение налогоплательщика к ответственности в зависимость от места проведения проверки и наличия доступа налогового органа к каким-либо документам.

Общество обратилось в суд.

Решение судов

Суд первой инстанции признал штраф правомерным. Однако апелляция и кассация с этим не согласились.

Отменяя решение первой инстанции, суды исходили из следующего.

В случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Такое положение установлено в п. 1 ст. 89 НК РФ в качестве исключения из общего правила о том, что выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Основанием для принятия решения о проведении выездной проверки в налоговом органе является либо письменное заявление самого налогоплательщика, либо докладная записка руководителя проверяющей бригады о невозможности осуществить проверку на территории (в помещениях) налогоплательщика. Соответствующее заявление от общества не поступало и инспекцией не рассматривалось.

Кроме того, оспариваемое решение инспекции не содержит сведения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, что подтверждает факт проведения проверки на территории общества и наличия у инспекции доступа ко всем первичным документам общества.

В соответствии с действую­щим законодательством налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки в общем порядке имеет право произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89, ст. 91, 92 НК РФ), выемку документов и предметов (п. 14 ст. 89, ст. 94 Кодекса) и т.д.

В свою очередь, налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с любыми документами, которые связаны с исчислением и уплатой проверяемых налогов, являющихся предметом выездной проверки (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Суды установили, что в ходе проведения проверки инспекция получила доступ ко всем документам общества и информационной базе 1С. Поэтому в данном случае направление обществу требований о предоставлении документов само по себе противоречит порядку проведения проверки.

Кроме того, суды отметили, что в форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, как и в действовавших ранее, приводятся наименования документов, период, к которому они относятся, и их реквизиты или иные индивидуализирующие признаки (при наличии).

В требовании должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы. Если количество документов в требовании точно не определено, то привлечение к ответственности за их непредставление (или несвоевременное представление) неправомерно. Норма подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщику право не выполнять, в частности, неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам.

В результате решение инспекции в этой части было признано недействительным.

Верховный суд не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам.