Как определяется период назначения проверки при уточнении уведомления о контролируемых сделках

| статьи | печать

Суд пришел к выводу, что в случае подачи уточненного уведомления именно оно является основанием для вынесения решения о проведении проверки.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 по делу № А40-36350/21-140-1024

Истец

ПАО «Вымпел-Коммуникации»

Ответчик

ФНС России

Суть дела

Общество 21 мая 2018 г. представило уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. В нем была указана информация в отношении 111 сделок, включая сделку по договору № б/н с нидерландской компанией.

Позже общество обнаружило, что неверно указало в первичном уведомлении номера договоров по 68 сделкам, включая номер договора с нидерландской компанией. В отношении этого договора в уведомлении был указан договор № 0, а следовало — № б/н. В связи с этим 24 октября 2018 г. общество направило в ФНС России уточненное уведомление.

ФНС 29 декабря 2020 г. вынесла решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — обществом и нидерландской компанией по договору № б/н. В качестве основания для проверки было указано уведомление о контролируемых сделках за 2017 г.

Общество посчитало, что решение о проверке незаконно, поскольку вынесено за пределами сроков, установленных для назначения таких проверок п. 2 ст. 105.17 НК РФ, и обратилось в суд.

Аргументы общества

Пунктом 2 ст. 105.17 НК РФ установлено, что решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках.

Компания считала, что:

  • всю информацию о совершенных в 2017 г. сделках по договору № б/н с нидерландской компанией ФНС России получила в мае 2018 г. и именно с этого момента у нее возникло право на назначение проверки;

  • налоговики этим правом в течение установленного двухлетнего срока не воспользовались, поэтому утратили право осуществлять налоговый контроль в отношении указанных сделок. Проверка был назначена ФНС 29 декабря 2020 г., то есть спустя 2 года 7 месяцев и 8 дней после представления уведомления;

  • у ФНС отсутствуют объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения налоговой проверки с 28 октября 2018 г., то есть с даты представления компанией уточненного уведомления. В уточненном уведомлении содержится новая информация об иных контролируемых сделках общества, а данные в отношении сделок с нидерландской компанией изменений не претерпели и полностью соответствовали сведениям, указанным ранее в уведомлении;

  • исходя из п. 2 ст. 105.17 НК РФ, срок назначения налоговой проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации, и только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена.

Решение суда

Суд отказал компании в признании решения ФНС незаконным. Он не согласился, что единственным основанием продления сроков назначения налоговой проверки является представление уточненной налоговой декларации, и только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

При вынесении решения суд исходил из следующего.

Статья 105.17 НК РФ содержит указание на две группы оснований, от которых исчисляются сроки проведения проверки сделок между взаимозависимыми лицами. Первая группа представляет собой уведомление о контролируемой сделке, представленное налогоплательщиком, вне зависимости от того, является ли оно первичным или уточненным, а вторая — представление налоговой декларации к уменьшению в отношении контролируемых сделок, по которой произведена корректировка в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. Кодексом не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком. Однако указанное соотношение предусмотрено Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках, утвержденным приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Согласно п. 1.2 этого документа в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.

Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 НК РФ.

Суд согласился с доводами ФНС России о том, что первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется. Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.

Учитывая вышеизложенное, при вынесении решения ФНС исчисляла установленный Кодексом двухлетний срок с даты подачи налогоплательщиком уточненного уведомления, то есть с 24 октября 2018 г.

Суд отметил, что эта позиция подтверждается письмом Минфина России от 20.02.2017 № 03‑12‑11/1/9967, в соответствии с которым решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уточненного уведомления.

Кроме того, суд отметил, что, хотя проверка была назначена ФНС 29 декабря 2020 г., двухгодичный срок с подачи уточненного уведомления (24 октября 2018 г.) нарушен не был. Он продлевался в соответствии с изданием «антиковидного» постановления от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 16.09.2020 № 03‑02‑07/2/81234, вынесение решений о проведении проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также течение сроков, установленных НК РФ в отношении указанных проверок, были приостановлены в период с 6 апреля до 30 июня 2020 г. включительно. При этом при исчислении двухлетнего срока для назначения проверки в него не засчитываются периоды, на которые течение этого срока было приостановлено.

Следовательно, с 6 апреля до 30 июня 2020 г. включительно было приостановлено течение сроков для вынесения решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между обществом и нидерландской компанией. Срок приостановления составил 2 месяца и 25 дней.