Правительство наращивает усилия по недопущению роста цен на бензин

| статьи | печать

В среду, 16 июня, Дума приняла в третьем, окончательном чтении закон, меняющий регулирование цен на топливо в России. В итоге, следует из пояснительной записки к закону, нефтяным компаниям доплатят 350 млрд руб. из бюджета, чтобы остановить рост цен на бензин.

 Это называется корректировкой в параметры демпфера — действующего с 2018 г. механизма, призванного стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо.

Это сложная схема, разобраться в которой мало кто может даже в самом Минфине. Она была запущена в ответ на бензиновый кризис трехлетней давности. Грубо говоря, она работает так. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В противном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

В марте нефтяники получили 16,6 млрд руб. из бюджета по демпферу и еще 46,9 млрд руб. через обратный акциз. Только удержать топливную инфляцию никак не удается. За полгода биржевые цены на АИ-92 подскочили на 20,8%, а на АИ-95 — на 27,5%, а розничные выросли — на 6% и 7% соответственно.

Теперь индикативная цена бензина, относительно которой рассчитываются выплаты, будет снижена на 4 тыс. руб. за тонну, до 52,3 тыс. руб. на текущий год; на 3,8 тыс. руб. — на следующий год (до 59 тыс. руб. за тонну) и на 4,1 тыс. руб. на 2023 г. (до 62 тыс. руб. за тонну).

При этом рассматриваются и радикальные меры по сбиванию цен. Вице-премьер Александр Новак поручил проработать возможность соглашения о заморозке цен с нефтяными компаниями по аналогии с тем, как это было сделано в конце 2018 г. Также рассматривается возможность полного запрета на экспорт бензина и увеличение норматива продаж топлива на бирже, который сейчас составляет 11%.

К сведению

Financial Times пишет, что ведущие мировые трейдеры сырьевых товаров спрогнозировали возврат к нефти по цене 100 долл. за баррель. Мол, инвестиции в новые поставки замедлятся до того, как спрос достигнет пика, а «зеленые» альтернативы не смогут восполнить недостаток. Председатель Trafigura Джереми Вейр в ходе саммита FT Commodities Global Summit говорил: «Я действительно считаю, что цены на нефть могут достичь таких уровней. Проблема нефтяной отрасли не в спросе. Ситуация с поставками весьма тревожна. Мы перешли от запасов на 15 лет к запасам на 10 лет. Мы наблюдали, как пять лет назад капитальные затраты снизились с 400 млрд долл. в год до всего лишь 100 млрд долл. в год. Поэтому есть опасения относительно поставок. Это может привести к росту цен». А некоторые из крупнейших производителей нефти, такие как BP и Royal Dutch Shell, заявили, что в ближайшие годы добыча нефти начнет сокращаться, поскольку под давлением инвесторов они переориентируют свои инвестиции на более экологичные виды энергии.