Три четверти россиян выступают за увеличение господдержки малого бизнеса

| статьи | печать
Три четверти россиян выступают за увеличение господдержки малого бизнеса

Государство должно более активно содействовать развитию малого бизнеса, считают 75% граждан, опрошенных PwC в преддверии ПМЭФ. Лишь 28% россиян полагают, что малое предпринимательство в ближайшие годы будет активно развиваться, а 42% склоняются к тому, что в нынешних условиях оно будет сворачиваться. «Опора России» представила пакет мер господдержки малых предпринимателей, который, в частности, предполагает повысить квоту малого бизнеса при закупках крупнейших госкомпаний до 30% и снижение административной нагрузки на МСП.

Весьма интересны представления наших сограждан о современных отечественных предпринимателях. По мнению 40% россиян, которые участвовали в опросе консалтинговой компании PwC, предприниматель — это человек, который имеет собственное дело и работает на себя («ведет самостоятельную хозяйственную деятельность», «завел свое дело», «независим от государства, а зависит от своих усилий».

На втором месте (23%) стоит стремление бизнесменов зарабатывать деньги («он получает доходы», «зарабатывает деньги, и у него это получается», «зарабатывает себе сам доход собственными руками и головой».

Другие определения бизнесменов встречаются значительно реже. Их описывают как представителей торговли, сектора услуг (7%), сферы производства (6%), индивидуальных предпринимателей.

Важная деталь: вопреки расхожему мнению о том, что население негативно относится к предпринимателям, опрос показал, что отрицательные коннотации встречаются редко. Спекулянтами считают бизнесменов 4% россиян («в одном месте покупает дешево, в другом продаст дорого», «купи-продай», «перекупщик»). Обманщиками бизнесменов называют тоже только 4% граждан («бизнес — это отъем денег», «бизнес — это всегда преступно», «у нас в стране бизнес — это воровство»).

Подавляющее большинство наших соотечественников (76%) положительно относятся к людям, которые занимаются бизнесом. Лишь 10% сказали, что относятся к ним отрицательно.

Причем даже в старшей возрастной когорте, где предубеждения против занимающихся бизнесом, естественно, распространены шире, чем среди представителей других поколений, баланс мнений однозначно в пользу бизнесменов — 62% против 16%. Молодежь же практически единодушна: 87% «за» бизнес, «против» — минимальные 4%.

Почти в половине случаев (45%) респонденты отвечали, что 10—15 лет назад отношение к людям, которые занимаются бизнесом, в нашей стране было хуже нынешнего, 25% считают, что оно было таким же, как и сейчас, 20% — что тогда к людям из сферы бизнеса относились лучше.

Таким образом, в последние годы, по оценке авторов исследования, в публичном пространстве критическое отношение россиян к людям, которые занимаются предпринимательством, постепенно вытесняется преимущественно позитивным отношением к ним. Отвечая на открытый вопрос о причинах хорошего отношения к этой группе людей, симпатизирующие им респонденты отмечали, что те много работают.

Отсюда еще один позитивный вывод: 48% граждан считают, что бизнес оказывает большое влияние на жизнь в стране, еще четверть (24%) расценивают это влияние как незначительное, и только 14% респондентов полагают, что бизнес не оказывает вовсе никакого влияния на окружающие нас условия.

Позитивное отношение людей к предпринимателям, по всей вероятности, повлияло на их мнение относительно существующей налоговой нагрузки на бизнес. В основном респонденты считают, что собираемые с предпринимателей налоги нужно понижать (41%) или оставить на том же уровне (33%). О необходимости повышения налогов с бизнеса заявили лишь 11% опрошенных.

Вместе с тем большинство россиян не торопятся заниматься предпринимательством. Только 31% опрошенных сказали, что хотели бы создать свой бизнес. Правда, доля желающих открыть собственное дело существенно выше среди молодежи (18—30 лет), где она составляет 55%, и в группе 31—45 лет (38%).

Граждане предпочитают дать «флаг в руки» будущим поколениям. Большая часть респондентов (64%) выражают желание, чтобы их дети и внуки в будущем занялись бизнесом, хотя 45% опрошенных считают, что у них получилось бы добиться успеха на этом непростом поприще.

Возможно, причиной отказа большинства граждан от занятия бизнесом стала негативная оценка условий его ведения. Почти половина наших сограждан (49%) оценили условия для тех, кто сейчас занимается бизнесом в России, как скорее неблагоприятные, и только треть (37%) — как благо­приятные.

Разошлись россияне и в прогнозах относительно того, как будут меняться условия для ведения бизнеса в нашей стране в ближайшие годы: 41% считают, что они будут улучшаться, 34% — что произойдет ухудшение.

Три четверти россиян (75%) высказали мнение о том, что государство должно более активно содействовать развитию малого, чем крупного бизнеса. В необходимости активнее поддерживать крупных предпринимателей уверены только 13%. По мнению 49% опрошенных, крупный бизнес и так будет развиваться в ближайшее время, 26% считают, что он останется на том же уровне, 10% — что будет сворачиваться.

По поводу малого бизнеса прогнозы не столь радужные: 28% ожидают развития малого бизнеса, 19% считают, что все останется на нынешнем уровне, а 42% склоняются к тому, что малый бизнес в ближайшие два-три года будет сворачиваться. По оценке более чем половины россиян (55%), малый бизнес не справляется с трудностями, вызванными пандемией коронавируса. Противоположного мнения придерживается треть опрошенных (32%).

Мнения россиян по поводу региональных мер поддержки малого бизнеса разделились: треть респондентов (33%) считают, что региональные власти помогают развиваться малому бизнесу, треть (36%) склоняются к варианту «скорее препятствуют, мешают», еще треть (31%) затрудняются с ответом.

Весомый пакет предложений, нацеленных на поддержку малого и среднего бизнеса, подготовила «Опора России». Они разделены по нескольким направлениям. В первом блоке, в части расширения сбыта продукции в сфере госзакупок и закупок крупнейших госкомпаний, предлагается повысить до 30% минимальную квоту закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для поддержки экспорта бизнес-объединение считает возможным отменить требования по обязательной репатриации валютной выручки при внешнеэкономических контрактах для несырьевого экспорта, а также внести изменения в КоАП РФ в целях существенного снижения административной ответственности за нарушения, связанные с валютным законодательством.

Отдельным направлением господдержки «Опора России» называет развитие экотуризма через создание правового механизма строительства объектов размещения на землях сельхозназначения.

Кроме того, предпринимательское сообщество предлагает прописать в КоАП РФ императивную норму о том, что первая проверка в отношении субъекта МСП должна заканчиваться предупреждением, в том числе в рамках административных расследований.