Масштабная реформа института банкротства: отказ от реабилитационных процедур и баллы для арбитражных управляющих

| статьи | печать

Госдума планирует рассмотреть законопроект, в котором предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Вместо них будет работать одна реабилитационная процедура — реструктуризация долгов. Также появится специальный регистр арбитражных управляющих. А самих управляющих будут назначать на основании балльной системы. Кроме того, появится государственная информационная система раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства.

Правительство РФ внесло 17.05.2021 на рассмотрение Госдумы законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реформирования института банкротства) (далее — законопроект). В нем 494 листа. Основные поправки касаются введения реструктуризации долгов взамен существующих реабилитационных процедур, отбора арбитражных управляющих и отказа от публичных торгов.

Стоит отметить, что даже само наименование Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) может измениться. Предлагается назвать его «О реструктуризации и банкротстве».

Отказ от существующих реабилитационных процедур

В законопроекте предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Разработчики считают, что сейчас банкротное законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. Они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. В итоге суд часто возбуждает дело о банкротстве, когда имущество должника уже реализовано. А процедуру наблюдения многие используют для затягивания банкротства и сохранения контроля над компанией. В пояснительной записке приведен такой пример: в России процедуры, применяемые в деле о банкротстве, длятся порядка 2,5 года и дольше. В то же время в США средний срок их проведения составляет около одного года.

Введение реструктуризации долгов

Вместо существующих сейчас наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет применяться только одна реабилитационная процедура – реструктуризация долгов (подп. 14 п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве в редакции законопроекта). Она направлена на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса. Сейчас такая процедура предусмотрена только для банкротящихся физических лиц.

Суд будет вводить процедуру реструктуризации долгов по результатам рассмотрения обоснованности:

  • заявления о введении процедуры реструктуризации долгов либо

  • заявления о признании должника банкротом (ст. 62 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

В своем определении о введении процедуры реструктуризации долгов суд должен будет указать информацию об утверждении антикризисного управляющего и дату судебного заседания по рассмотрению плана реструктуризации долгов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Суд вынесет определение о введении процедуры реструктуризации долгов, если должник представит отзыв с приложением отчета, который с учетом позиции кредиторов позволяет сделать вывод о возможности восстановления платежеспособности должника (подп. 2 п. 6 ст. 48 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Можно будет выбрать способ управления должником в ходе реструктуризации долгов. План реструктуризации может предусматривать:

  • сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления за участниками должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия;

  • возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;

  • переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;

  • образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается участниками должника, а другой — собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Срок реализации плана реструктуризации долгов не будет превышать четыре года со дня его утверждения арбитражным судом. Он может быть продлен по решению собрания кредиторов, но не более чем на четыре года (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Оспаривание сделок при реструктуризации долгов

С даты введения в отношении должника процедуры реструктуризации долгов и до утверждения плана реструктуризации долгов, а также после его утверждения, если иное не предусмотрено этим планом, должник не сможет без согласия антикризисного управляющего совершать некоторые сделки или несколько взаимосвязанных сделок (п. 6 ст. 65 Закона о банкротстве в редакции законопроекта). В частности, если они:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника, а если ведение бухгалтерской отчетности не обязательно, — более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), производимой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

  • влекут за собой уступку прав требования, перевод долга;

  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Предварительное согласование плана реструктуризации

Должник может представить письменное согласие кредитора, данное не ранее чем за шесть месяцев до возбуждения производства по делу о банкротстве или после возбуждения дела о банкротстве, с условиями плана реструктуризации долгов (с учетом возможности их изменения к моменту проведения собрания кредиторов).

Тогда при подсчете голосов кредитор будет считаться проголосовавшим за одобрение плана реструктуризации долгов. Но должно быть соблюдено условие о том, что рассматриваемый собранием кредиторов план реструктуризации соответствует условиям плана, на которые кредитор согласился. Исключение — когда кредитор к моменту проведения собрания кредиторов отозвал свое согласие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим согласием. Если кредитором является кредитная организация, такое согласие может быть дано более чем за шесть месяцев до возбуждения дела о банкротстве (п. 6 ст. 72 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Кредитор, не голосовавший за одобрение плана реструктуризации долгов на собрании кредиторов, вправе до рассмотрения судом вопроса об утверждении этого плана представить свое письменное согласие с ним. Такой кредитор будет считаться одобрившим план реструктуризации долгов (проголосовавшим за одобрение плана) (п. 9 ст. 72 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Группы должников

Всех должников поделят на три группы (ст. 45 Закона о банкротстве в редакции законопроекта). К первой группе должников будут относиться:

1) граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, если их доход — до 800 млн руб. за последний год, а стоимость активов на 31 декабря — до 300 млн руб.

Ко второй группе отнесут юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых доход до 2 млрд руб., а стоимость активов — до 1,5 млрд руб.

В третью группу попадут остальные должники.

Срок конкурсного производства

Конкурсное производство будет вводиться на срок до одного года. Суд может продлить срок конкурсного производства по ходатайству лица, участвующего в деле, не более одного раза на срок до шести месяцев (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Отбор арбитражных управляющих

Предлагается изменить порядок отбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и самих арбитражных управляющих для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Назначать арбитражных управляющих будут на основании балльной системы. Также появится специальный регистр арбитражных управляющих. Как только лицо примут в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, информацию о нем включат в регистр арбитражных управляющих.

Орган, уполномоченный на проведение экзамена, будет включать в регистр арбитражных управляющих сведения о сдаче экзамена. Арбитражному управляющему придется подтвердить свою квалификацию путем повторной сдачи экзамена, если одновременно имеются следующие условия:

  • с даты сдачи предыдущего экзамена прошло более трех лет;

  • по результатам расчета баллов в первом квартале года количество баллов, присвоенных арбитражному управляющему, оказалось меньше 25% среднего балла всех арбитражных управляющих;

  • в отношении арбитражного управляющего в предшествующем году принимался судебный акт о признании его действий незаконными (п. 1.1 ст. 20.1 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Вознаграждение арбитражного управляющего

В законопроекте предлагается изменить порядок расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим. В частности, уточняются размер фиксированной суммы вознаграждения арбитражным управляющим в зависимости от процедуры банкротства и порядок ее выплаты (единовременно — по итогам проведения процедуры банкротства или ежемесячн — после утверждения плана реструктуризации долгов), а также процентов по вознаграждению.

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему, будет состоять из фиксированной суммы и суммы процентов (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве в редакции законопроекта). Причем в Законе о банкротстве будут предусмотрены конкретные ставки.

Например, размер фиксированной суммы вознаграждения для конкурсного управляющего единовременно за проведение процедуры, закончившейся завершением конкурсного производства, либо прекращением производства по некоторым основаниям, либо введением реструктуризации долгов составит 100 000 руб. за должника первой группы, 300 000 руб. за должника второй группы и 500 000 руб. за должника третьей группы.

Отказ от публичных торгов

В законопроекте предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов. Торги будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Информационная система имущества в конкурсной массе

Будет создана государственная информационная система раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства. В ней будет электронная база данных об имуществе должников, возможность поиска, обработки и выгрузки информации в электронном виде по определенным параметрам, осуществление взаимодействия потенциальных покупателей имущества должника с арбитражным управляющим и организатором торгов. Сведения, содержащиеся в этой системе, будут открытыми (п. 4 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Проверки фиктивного банкротства

Законопроектом предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти полномочиями на проведение проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении должников (кроме финансовых организаций).

В частности, будут проверять стратегические предприятия и организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, более 25% голосующих акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности, а также должников, имеющих на момент возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам свыше 100 млн руб.

Также этот проверяющий орган будет проводить проверки обоснованности заключений арбитражных управляющих о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства (п. 7 ст. 29 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Комментарий эксперта

Большая часть изменений в Законе о банкротстве посвящена новой процедуре банкротства — реструктуризации долгов, взамен неработающим процедурам банкротства — наблюдению, внешнему управлению и финансовому оздоровлению, которые, по смыслу законопроекта, подлежат исключению из Закона о банкротстве.

Для статистики за 2020 г. было введено 7775 процедур наблюдения, 23 — финансового оздоровления, внешнее управление — 150 и 9931 конкурсное производство. Количество процедур наблюдения является исключительно формальным показателем, поскольку, не пройдя процедуру наблюдения по большинству дел, нельзя ввести конкурсное производство в отношении должника, поэтому показатель высокий, хотя формально задачи, наложенные законодателем на процедуру наблюдения по большинству дел, не реализуются.

План реструктуризации долгов, предлагаемых в законопроекте, направлен на сохранение работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом реструктуризации.

К плюсам я бы отнесла то, что у законодателя сложилось понимание нужности и важности реабилитационных процедур, а также необходимости реформирования законодательства о банкротстве в пользу фактической, а не декларативной реабилитационной процедуры.

По законопроекту должник обязан предоставить план реструктуризации, в то время как кредиторы вправе предложить план реструктуризации долгов. Это позитивный момент, поскольку должник таким образом продолжает участвовать в деятельности бизнеса. Более того, он обладает большей компетенцией и понимает, как работает бизнес, в какие сроки и в каком порядке его можно восстановить. Подобная модель говорит о возможном диалоге между должником и кредиторами, и, как следствие, о возможности реструктуризации долгов. План рассматривается и окончательно утверждается судом, что также говорит о том, что будет соблюден баланс интересов должника и кредиторов.