Эффект базы «колотит» годовую динамику потребления россиян

| статьи | печать

Анализ динамики потребительского спроса, проводимый лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера, на неделе 22—28 марта показал крайне высокую волатильность оценок спроса год к году из-за его величины и структуры во второй половине марта в 2020 г.

Аналитики Сбера констатируют, что с 22 по 28 марта текущего года потребительские траты росли с темпом +2,0% в годовом выражении. Они подчеркивают, что на динамику негативно влияет эффект базы, который на рассматриваемой неделе охватил практически все товарные сегменты. И напоминают, что 25 марта 2020 г. было объявлено о введении режима самоизоляции, для подготовки к которому население произвело масштабную закупку товаров первой необходимости. Ажиотажный спрос наблюдался в широком спектре категорий (продовольствие, товары для строительства и ремонта, автомобильное топливо).

Темпы же роста номинальных расходов, очищенные аналитиками Сбера от искажений, связанных с эффектом базы, составляют 4,5—4,8% год к году.

Они отмечают, что на неделе 22—28 марта этого года наблюдается значимое улучшение динамики в секторе услуг. Отклонение объема трат от тренда в данном сегменте сократилось до –7,1 с –13,0% неделей ранее.

Однако авторы исследования считают, что номинальные темпы роста в сервисной части экономики сейчас анализировать бессмысленно — на фоне выключения существенной ее части в марте 2020 г. сейчас формальный рост трат в этом сегменте год к году составляет +31,2%. А в таких категориях, как «Авиабилеты», «Магазины duty free», «Турагентства», растут кратно.

Аналитики Сбера считают, что в такие периоды важны стационарные оценки ситуации со спросом. Индекс же потребительской активности на рассматриваемой неделе чуть ниже максимальных значений 2021 г. (72,0 п.).

Эксперты СберИндекса отмечают, что данные Росстата по потребительским расходам за февраль в целом совпали с их оценками (+3,1 и +2,6% год к году соответственно).


К сведению

По данным исследовательского холдинга «Ромир», с 22 по 28 марта 2021 г. недельные расходы выросли до уровня 5145 руб., что на 2,9% (на 146 руб.) больше показателя предыдущей недели и на 1,5% (на 81 руб.) меньше размера недельных расходов 12-й недели 2020 г.

Сопоставление текущего значения недельных расходов со среднегодовым показателем за год показывает экспертам «Ромира», что на рассматриваемой неделе они выросли на 11,3% (на 524 руб.).