1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 21

Пандемия ускорила цифровизацию рынка труда

Дистанционная работа будет широко распространена и после завершения локдаунов и снятия ограничительных мер, связанных с коронавирусом, показывает международное исследование консалтинговой компании PwC. Большинство (72%) работников, вкусивших прелести «удаленки», теперь предпочитают сочетание офисной и дистанционной работы, и только 9% сотрудников заявляют, что хотели бы вернуться к традиционной работе за столами в помещениях своих компаний полный рабочий день.

Возможность дистанционной работы появляется в первую очередь у офисных сотрудников, предпринимателей и самозанятых, которые могут выполнять свои рабочие функции удаленно, используя IT-технологии. При этом 45% сотрудников со средней квалификацией и даже 43% работников физического труда считают, что в их работе есть элементы, которые они могут выполнять удаленно.

Отношение людей к работе из дома во многом меняется в зависимости от их местоположения, что является доказательством того, как пандемия увеличила глобальный цифровой разрыв. Большая часть (66%) сотрудников, живущих в мегаполисах, могут позволить себе работать удаленно, но только 44% жителей сельской местности имеют возможность использовать такой формат.

Интересная деталь: ради дистанционного труда 44% работников во всем мире согласны позволить своей компании использовать технологии для мониторинга их производительности, включая датчики и носимые устройства, а 31% сотрудников — против таких методов.

Среди позитивных тенденций эксперты PwC выделяют тот факт, что 40% работников уверены в улучшении своих цифровых навыков за время изоляции. Они утверждают, что будут продолжать заниматься дальнейшим обучением и развитием цифровых навыков.

Более того, 77% «готовы освоить новые компетенции или полностью переквалифицироваться», а 80% уверены, что смогут адаптироваться к новым технологиям, необходимым для выполнения их рабочих обязанностей.

Особый интерес исследователей вызвало стремление 49% опрошенных сотрудников развивать свои предпринимательские навыки с целью создания собственного бизнеса.

Вместе с тем опрос показал, что существуют различия в доступе к возможностям повышения квалификации. В то время как 46% людей с высшим образованием отметили, что их работодатель предоставляет им достаточно ресурсов для улучшения цифровых навыков, только 28% работников со средним образованием смогли похвастаться такими же условиями.

«Движимые угрозой автоматизации и стремительным устареванием рабочих компетенций, 77% респондентов ответили, что готовы освоить новые навыки или полностью переквалифицироваться, — комментирует ситуацию руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Михаил Магрилов. — При этом доступ к возможностям повышения квалификации на основном месте работы видят только 46% людей с высшим образованием и шокирующие 28% людей со средним образованием. Именно эти „ножницы“ могут в ближайшие годы поменять систему высшего и профессионального образования, расширяя его в сторону (пере)обучения в течение всей жизни сотрудника (lifelong learning). Очевидно, что спрос как со стороны сотрудников, так и работодателей велик и продолжит расти по нарастающей, вопрос лишь в том, кто в следующие пять-семь лет займет этот рынок».

По-разному складывается положение с доступом к повышению своей квалификации в различных отраслях. В таких секторах экономики, как розничная торговля и транспорт, доля работников, имеющих возможность переобучения, составляет 20—25%, в то время как в банковской сфере она равняется 42%.

Три четверти работников во всем мире (75%) хотят работать в организации, которая вносит «позитивный вклад в общество». Однако экономические трудности ограничивают возможности людей заниматься общественно значимой карьерой. Более половины (54%) респондентов заявили, что они предпочитают работу, которая позволяет им «использовать любую возможность для максимизации своего дохода», а не труд, который «имеет значение для общества» (46%).

Сотрудники в возрасте от 18 до 34 лет с большей вероятностью, чем представители других поколений, отдают приоритет доходу перед общественно важной деятельностью. Большая часть (57%) выбирают «максимизацию дохода», а не общественные изменения (43%). Люди старше 55 лет, наоборот, отдают предпочтение тому, чтобы «изменить ситуацию в обществе».