Системный подход к предотвращению распространения COVID-19 в промышленной компании

| статьи | печать

За время пандемии отечественные компании накопили бесценный опыт по минимизации и предупреждению распространения коронавирусной инфекции в офисах и на производстве. Опытом разработки системного подхода, перечнем мер, включая мониторинг задач по предотвращению распространения инфекции, делится Елена Компасенко, начальник Управления по ОТ, ПБ и ООС, АО «Зарубежнефть»1.

Наша компания начала осуществлять мониторинг ситуации распространения новой коронавирусной инфекции с момента ее распространения в КНР: первое совещание было проведено в январе 2020 г. после поступления информации о COVID-19 из-за рубежа. В феврале ответственные подразделения стали готовить план по предотвращению распространения инфекции и внедрять его в дочерних обществах компании.

В рамках системы cдерживающих мероприятий были сформированы три ключевые цели:

  • обеспечение здоровья и эффективной работы сотрудников;

  • обеспечение непрерывности производственных процессов;

  • организация непрерывных информационных потоков.

В марте 2020 г. для закрепления и реализации этих целей в компании было выпущено три приказа.

Общие меры по минимизации и предупреждению распространения вируса

В компании была разработана четырехуровневая система действий по готовности к реагированию на распространение COVID-19 (см. табл. 1).

Четырехуровневая система действий по готовности к реагированию на распространение коронавирусной инфекции (таблица 1)

Штатный режим

Подготовка к реагированию

Активные действия (план «А»)

Режим ЧС (план «Б»)

Ситуация стандартная

Готовность реагирования на потенциально низкую угрозу

Резкий рост зарегистрированных случаев коронавируса в стране (эскалация)

Подтверждение коронавирусной инфекции у работников группы компаний

Все работники предприятий были сразу обеспечены СИЗ (перчатки и респираторы). Были закуплены различные средства для дезинфекции, а кафетерии и все другие места скопления людей оснащены специальным оборудованием для санобработки.

Разработанная в компании система мер по предупреждению распространения COVID-19 включает в себя следующий комплекс мероприятий:

  • оперативный сбор информации;

  • мероприятия по недопущению распространения вируса в офисе;

  • мероприятия по организации работы сотрудников;

  • мероприятия по недопущению распространения вируса в дочерних обществах.

  • Что касается двух последних пунктов, то данные мероприятия включают следующие организационные мероприятия:

  • организовано измерение температуры тела работников АО. Измерение производится ежедневно при входе в здание и каждые четыре часа на рабочем месте;

  • исключен доступ в здание АО посетителей по разовым пропускам;

  • организована дополнительная санитарная обработка всех поверхностей в офисе;

  • организована выдача еды в одноразовых ланч-боксах, с одноразовыми приборами;

  • введен режим надомного труда на три календарных дня после окончания отпуска, командировки, больничного;

  • тестирование сотрудников «быстрыми» тестами.

Как вводился удаленный режим работы

Еще до введения официальных ограничений федеральными и региональными органами власти в компании начал внедряться удаленный формат работы. В частности, с 10 по 17 марта 2020 г. был осуществлен точечный переход в удаленку небольшой группы сотрудников (1,6%). И уже с 17 по 30 марта — массовый перевод сотрудников на удаленный формат работы (42%). Сразу после объявления нерабочих дней в соответствии с указом Президента РФ (с 23 апреля по 11 мая) все сотрудники были переведены на удаленный формат работы.

Чтобы мотивировать персонал на удаленной работе, для всех сотрудников были установлены задачи и рейтинг по их выполнению. Это обеспечивает заинтересованность людей в результатах своей работы.

Данное решение потребовало мобилизации всех возможностей ИТ-подразделения, так как его работа усложнялась взаимодействием сотрудников с коллегами или партнерами, находящимися в разных временных поясах. Однако нам удалось сохранить рабочий ритм даже в «удаленке». Работа по организации шла плотно, напряженно и без паники. Оперативно принятые ИТ- и управленческие решения по потокам информации и постановке задач сотрудникам позволили им максимально быстро адаптироваться к новым реалиям и в полной мере выполнять свои функциональные обязанности в удаленном режиме работы.

По окончании нерабочих дней (с 12 мая) в офисе каждый день работают в среднем 16% работников (около 50 человек). С 29 июня начался поэтапный вывод сотрудников на работу. В настоящий момент в офисе компании находится порядка 55% сотрудников (из расчета один человек на кабинет). Таким образом, поэтапный и оперативный перевод персонала на удаленную работу позволил снизить риски заражения персонала.

В связи с изменением эпидемиологической ситуации и наступлением лета возобновились командировки, люди стали уходить в отпуска. Поэтому в компании была разработана концепция тестирования. Через медицинские учреждения были закуплены тесты, для их правильного использования медперсонал компании прошел обучение. С июля для работы в офисе персонал тестируется в обязательном порядке. Дополнительно к этому в течение трех дней после возвращения сотрудника из командировки или отпуска за его состоянием здоровья ведется наблюдение перед его допуском к работе.

Помимо этого, в компании были разработаны различные сценарии режима работы сотрудников в зависимости от уровня заражения населения (то есть от числа зараженных в день в городе), например, для Москвы это выглядело следующим образом: сценарии исходили из растущего или падающего тренда по инфицированию населения в Москве. Так, растущий тренд был поделен на четыре зоны: зеленая (минимальные уровень, менее 100 человек в день); серая (умеренный уровень, от 100 до 1000 человек в день); желтая (повышенный уровень, от 1000 до 1500 человек в день); красная (максимальный уровень, более 1500 человек в день). Кроме уровня заболеваемости учитывается скорость распространения инфекции, коэффициент распространения инфекции Rt.

На основе мониторинга ситуации в городе при растущем тренде принимаются следующие решения: зеленая зона — в офис могут выйти 100% сотрудников при соблюдении всех правил и использовании СИЗ. Если зона серая: в офисе разрешено работать 50% сотрудников (исходя из условия не более одного сотрудника в кабинете), при этом действуют минимальные ограничения (командировки по согласованию с генеральным директором, визиты внешних посетителей офиса по согласованию с генеральным директором или его заместителем и только при условии тестирования, допуск работников в офис производится тоже через тестирование). В желтой зоне: действуют все ограничения предыдущего этапа, в офисе разрешено работать 25% сотрудников (руководитель управления плюс один сотрудник), также офис закрыт для посещения внешними посетителями. Красная зона: весь персонал работает удаленно (разрешен только выход обслуживающих служб для поддержания жизнедеятельности ключевых бизнес-процессов и функционирования административного здания).

В падающем тренде после красной зоны также было выделено четыре зоны:

  • желтая (повышенный уровень заражения — 1500—1300 человек);

  • серая (умеренная зараженность — 1300—500 человек);

  • светло-зеленая (незначительная — 500—100 человек);

  • зеленая (минимальная — менее 100 человек).

В зависимости от зоны, характеризующей уровень инфицирования населения, были разработаны сценарии по постепенному переводу персонала с удаленной работы на работу в офисах.

Так как у компании есть также офис и в Самаре, то для него также был разработан формат работы режима самарской группы в зависимости от степени заражения населения (см. рисунок).


В компании осуществляется постоянный мониторинг качества постановки задач и подготовки отчетов сотрудниками, работающими удаленно. УВА И УПИОР2 регулярно проводят анализ и оценивают качество работы структурных подразделений за отчетный период, выделяют лучшие практики и зоны, требующие развития. Для этого разработаны следующие критерии оценки работы структурных подразделений для формирования их «рейтинга» по постановке и выполнению задач:

  • полнота и своевременность размещения информации по задачам;

  • качество постановки задач;

  • полнота и своевременность размещения информации по отчетам;

  • качество отчета по задачам.

Такой рейтинг способствует повышению ответственности структурных подразделений, улучшает мотивацию сотрудников к совершенствованию текущего формата работы. Кроме того, лучшие практики тиражируются.

Мероприятия по недопущению распространения COVID-19 на производственных объектах

В целях минимизации рисков распространения вируса в компании было принято решение о запрете на въезд с 23 марта до второй половины мая новых вахтовых работников на месторождения, включая работников подрядных организаций.

На производственных объектах к комплексу стандартных мероприятий введены дополнительные меры, например:

  • увеличение срока вахты до 60 дней (в том числе для работников подрядных организаций);

  • увеличение запасов продуктов питания на 60 дней;

  • доступ на производственные объекты ограничен;

  • организован четырехэтапный контроль за состоянием здоровья работников;

  • организована цветовая маркировка прибывших на вахту сотрудников;

  • проведены командно-штабные занятия по эвакуации работников в случае заражения COVID-19;

  • организована дополнительная санитарная обработка всех поверхностей в АБК и ВЖК3.

Цветовая маркировка подразумевает наличие у персонала повязки или жилета определенного цвета в зависимости от этапа латентного (скрытого) периода возможной инфекции после вступления на вахту:

  • первые 14 дней — повязка красная;

  • с 15 по 21 день — повязка желтая;

  • после 22 дня — повязка зеленая (латентный период закончился).

Это лишь обозначение групп людей в зависимости от рисков их возможного инфицирования, чтобы учитывать данный факт для социального дистанцирования и т.д.

Кроме того, были приняты определенные меры и при проведении перевахтовки, например, такие как:

  • сегментация персонала перед началом вахты с составлением списков групп проживания в обсерваторе под постоянным видеоконтролем;

  • запрос деклараций о состоянии здоровья и результатов теста;

  • осмотр врача перед вылетом;

  • дезинфекция багажа;

  • обязательное ношение СИЗ при ведении работ и в период перевахтовки;

  • максимальное использование принципа бесконтактной передачи вахты.

При сегментации персонала используется «принцип лего»: после сбора персонала с соблюдением требований социальной дистанции осуществляется перевахтовка малыми группами на этапе обсервации, затем персонал расселяется по блокам с учетом присвоенных номеров сегментации.

Оперативная изоляция и санобработка ячейки обсервации происходит при подозрении на инфицирование. При выходе на работу осуществляется перераспределение персонала по блокам постоянного проживания с учетом ранее распределенной сегментации и социального дистанцирования. Персонал одного подразделения в обязательном порядке разбивается на несколько ячеек сегментации и проживает в различных блоках. Основные требования по проведению смены вахт системно представлены в виде уровней барьеров для предотвращения инфицирования (см. табл. 2).

Основные требования по проведению смены вахт категории I, в том числе персонала подрядных организаций (таблица 2)

Барьер № 1

Барьер № 2

Барьер № 3

Барьер № 4

Тестирование в месте проживания за пять дней до заезда*

Результат/Тест на COVID-19

  • Движение к месту сбора

  • Сдача теста в лаборатории Роспотребнадзора

Результат/Тест на COVID-19

  • Завоз персонала на месторождение

  • Обсервация

  • Ожидание результатов тестирования

Результат/Тест на COVID-19

  • Допуск к работе

  • Соблюдение требований социального дистанцирования

 

Движение на общественном транспорте с применением всех мер для защиты (маски, антисептики, перчатки)

 

  • Дезинфекция багажа

  • Термометрия работников

  • Осмотр врачом перед заездом на промысел

  • Заполнение декларации

  • Размещение от одного до трех работников в номере

  • Питание в комнатах с доставкой

  • Круглосуточный контроль изоляции

  • Цветовая кодировка красного цвета — жилет, повязка

  • Размещение от одного до трех работников в номере

  • Сегментация работников при проживании

  • Выделение цветом (жилет, повязка) до 30 дней (красный — 1—14 дней; оранжевый — 15—21 день; зеленый — 22—30 дней) 

План действий при выявлении заражения

Ключевыми целями группы компаний в условиях пандемии становятся обеспечение здоровья сотрудников и поддержка персонала. Как уже было обозначено: предпринимаются все возможные меры профилактики, контроль за состоянием здоровья персонала и его перевахтовки, тестирование, удаленный формат работы для большинства категорий сотрудников.

Однако нужно быть готовым к различным вариантам событий, поэтому в компании разработаны сценарии поведения в случае заражения сотрудника и соответствующие им планы действий. В результате утверждены три плана действий (см. табл. 3) при:

  • выявлении признаков ОРВИ;

  • заражении COVID-19;

  • массовом заражении COVID-19.

План действий при выявлении заражения COVID-19 (таблица 3)

Шаг

При выявлении признаков ОРВИ

При выявлении заражения COVID-19

При массовом заражении COVID-19

1

Изоляция работника в отдельном помещении

Изоляция работника в отдельное определенное помещение

Изоляция зараженных работников и возможных контактеров

2

Забор биоматериала медработником, отправка его на исследование

Информирование Роспотребнадзора НАО

  • Забор биоматериала у возможных контактеров

  • Отправка на исследование

3

Проведение дезинфицирующих мероприятий

  • Выявление круга контактов 

  • Помещение в карантинную зону

Проведение мероприятий по консервации производства в соответствии с планом ЧС

4

Тестирование на COVID-19

  • Проведение дезинфицирующих мероприятий 

  • Организация питания

Проведение мероприятий по эвакуации незараженных работников

5

При положительном тесте — действия в соответствии с планом ЧС, при отрицательном тесте — допуск к работе

  • Организация лечения инфицированного в условиях изоляции 

  • Рекомендации Роспотребнадзора

 

***

Сегодня можно сказать, что мероприятия по предотвращению заражения COVID-19 реализуются в компании системно, поэтому ситуация находится под контролем.

Надеюсь, что наш опыт в этой области окажется полезным промышленным компаниям и позволит успешно минимизировать риски, связанные с распространением инфекции.

1Автор выступал с данной темой на конференции «Управление рисками в промышленности», организованной Группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru при информационной поддержке «ЭЖ».

2УВА — Управление внутреннего аудита. УПИОР — Управление перспективного и организационного развития.

3АБК — административно-бытовой корпус. ВЖК — вахтовый жилой комплекс.