1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 152

Новый законопроект о госзакупках: переход на электронный документооборот, универсальная предквалификация участников и другие поправки

На весенней сессии Госдума планирует рассмотреть законопроект с множеством поправок в законодательство о госзакупках. В частности, предлагается сократить количество способов закупок, ввести рейтинг деловой репутации, который будет зависеть от опыта работы по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. Участникам госзакупок при начальной (максимальной) цене контракта от 20 млн руб. придется проходить универсальную предквалификацию. Процесс с начала закупки до подписания документов о приемке практически полностью перейдет в электронный вид. Будут установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами.

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект). Рассказываем про основные предложения.

Сокращение способов закупок

Правительство предлагает сократить количество конкурентных способов закупок. Их останется только три:

  • конкурс (электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс);

  • аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион);

  • электронный запрос котировок (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Исчезнут существующие сейчас двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. По мнению разработчиков, эти способы закупок носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса.

Рейтинг деловой репутации

Появится рейтинг деловой репутации участника закупки. Это совокупная оценка опыта компании, которая зарегистрирована в единой информационной системе. Оценка опыта будет формироваться на основе включенных в реестр контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ, а также информации и документов об исполнении таких контрактов и договоров участником закупки (п. 21 ст. 3 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Правила формирования, случаи и порядок применения рейтинга деловой репутации участника закупки утвердит Правительство РФ (ч. 10.1 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Универсальная предквалификация участников

Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 20 млн руб. и более, то заказчик будет устанавливать дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке по Законам № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, стоимость исполненных обязательств должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта и при их исполнении отсутствуют неисполненные поставщиком требования об уплате неустоек.

Это положение не будет применяться, если Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки (ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Электронный документооборот

Предполагается, что процесс с начала закупки до подписания документов о приемке будет полностью в электронном виде (за некоторым исключением).

Это указано в ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта. На данный момент возможность электронного оформления закупки уже предусмотрена в единой информационной системе. Если законопроект примут, то это станет обязательным правилом.

Односторонний отказ от исполнения контракта по итогам электронных процедур тоже нужно будет оформлять в электронном виде. Механизм будет такой: заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает решение в единой информационной системе. Далее система автоматически в течение одного часа направит это решение поставщику. Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта будет считаться дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик. То есть отправлять по обычной почте это решение не будут. Поставщик сможет обжаловать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех дней. При этом решение вступит в силу через 15 календарных дней (сейчас — 10 календарных дней). Это предусмотрено в ч. 12.1—12.3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта. Аналогичный порядок пре­ду­смотрен и на случай одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны поставщика (ч. 20.1 и 20.2 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Члены комиссий по закупкам должны будут подписывать протоколы заседаний комиссии электронными цифровыми подписями каждого члена, присутствовавшего на заседании. То есть придется получить электронные цифровые подписи для каждого из членов комиссии.

Документооборот между заказчиком и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков тоже будет в электронной форме.

Требования к закупочной документации

В законопроекте предлагается установить единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

При этом для открытых электронных способов закупок документация будет не нужна.

Выписка из ЕГРЮЛ

При проведении электронных процедур заказчики автоматически будут получать в единой информационной системе выписки из ЕГРЮЛ об участниках закупок. То есть участникам закупки не нужно будет предоставлять выписку из ЕГРЮЛ в составе заявки (п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Но при проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона выписку из ЕГРЮЛ по-прежнему придется предоставлять в составе заявки, поскольку при их проведении заказчики не используют информационные системы как в связи с работой со сведениями, составляющими государственную тайну, так и в связи с невозможностью доступа к интернету у отдельных заказчиков.

Изменения в части запроса котировок

Размещать извещения об осуществлении электронного запроса котировок будут не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. На рассмотрение заявок предлагается определить два рабочих дня, на заключение контракта — по одному рабочему дню для каждой стороны для подписания контракта (п. 3 ч. 3 ст. 45, ст. 50 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Изменения в части закрытых закупок

Предлагается ввести новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (ч. 9 ст. 24 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта). Речь идет о закупках:

  • на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники;

  • на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание (в том числе разработку, изготовление и испытания) космических материалов и космических технологий, на создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, использование (эксплуатацию), утилизацию космической техники;

  • ФСО, Росгвардии, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

Одновременно законопроект расширяет перечень услуг, которые могут быть объектом закупок, осуществляемых с применением закрытых способов определения поставщика и предусматривающих оказание услуг по уборке помещений и водителей. Дело в том, что сейчас нельзя закупать эти услуги в комплексе с иными взаимосвязанными услугами (например, на содержание здания и прилегающей территории). С помощью этих нововведений будет возможна, например, единая закупка уборки не только помещения, но и прилегающей территории, включая двор здания, транспортных услуг с предоставлением автотранспорта, перевозки грузов и багажа и т.д.

Еще предлагается увеличить срок действия решения органа, уполномоченного Правительством РФ на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков, с 90 до 180 дней (ч. 1 ст. 55 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Совместные торги

В законопроекте предлагается разрешить проводить совместные конкурсы и аукционы одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе различных субъектов РФ (ст. 25 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Обеспечение

Госкорпорация ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации будут выдавать в качестве обеспечения в госзакупках независимые гарантии (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта, ч. 8 ст. 9 законопроекта).

Изменят положения и о предоставлении обеспечения заявок. Например, такое обеспечение нужно будет предоставить при электронном запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта будет более 1 млн руб. (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).

Общественное обсуждение закупок

Предлагается уточнить случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок (ст. 20 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта). Планируется, что общественное обсуждение будет проводиться для всех конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 2 млрд руб. Исключение — закупки, которые осуществляются с применением закрытых способов определения поставщиков, и закупки в рамках государственного оборонного заказа.

Исполнение контракта

Появится новый случай изменения существенных условий контрактов жизненного цикла. В частности, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта). При этом такое изменение допускается при условии, что оно не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30%.

Обжалование

Поставщик, получивший решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, вправе его обжаловать в орган контроля в сфере закупок в течение трех дней со дня, следующего за днем получения такого решения от заказчика. Срок, предусмотренный для вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, увеличен с 10 до 15 дней (ч. 12, 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в редакции законопроекта).