По заветам Менделеева. Нефтехимия становится важным драйвером экономического роста России

| статьи | печать
По заветам Менделеева. Нефтехимия становится важным драйвером экономического роста России

Ближайшие пять лет мировой спрос на нефть будет увеличиваться на 1% в год, а затем его темпы сократятся до 0,1%, отметил Президент РФ на совещании в Тобольске. В этих условиях более перспективно выглядит нефтехимия, глобальный прирост которой прогнозируется на уровне 4% ежегодно. Однако увеличение спроса, по оценке участников нефтехимического рынка, сопровождается снижением цен на продукцию отрасли, поэтому государству необходимо расширять налоговые льготы и выделять средства для долгосрочных инвестиций.

Нефтехимия, по словам главы государства Владимира Путина, очень перспективное дело, поскольку среднегодовой темп прироста мирового спроса на продукцию отрасли ожидается на уровне 4%. При этом глобальный спрос на нефть ближайшие пять лет будет расти на 1%, а затем прогнозируется уменьшение его темпов до 0,1%.

Нефтехимическая отрасль, по оценке вице-премьера Александра Новака, является одним из наиболее быстрорастущих секторов экономики мира. Поэтому в структуре потребления нефти будут происходить изменения: уменьшаться доля использования нефти в качестве моторного топлива и увеличиваться доля использования черного золота в переработку, в нефтегазохимическую продукцию. В общем, наступает время воплощения в жизнь заветов великого ученого Дмитрия Менделеева, который считал, что «сжигать нефть — все равно что топить печку ассигнациями».

В современной мировой экономике сформировался устойчивый тренд развития производства полимерных материалов и композитов на их основе. Без широкого их использования невозможно создание техники новых поколений в авиации, космосе, оборонной промышленности, автомобилестроении, строительстве, при реализации 3D-технологий. Везде одним из основных факторов развития будет внедрение новых материалов, что в первую очередь должно обеспечиваться расширением нефтегазохимических производств.

«Ключевым приоритетом является комплексная переработка углеводородного сырья по технологической цепочке от базового сырья до выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, — считает А. Новак. — Это продукция органической химии, полимеры, каучуки и их переработка в изделия. Каждая тонна сырья (нафты — летучей формы нефти, сжиженных углеводородных газов, этана) дает прирост добавленной стоимости до четырех раз относительно базового сырья».

В России развитию нефтегазохимического сектора особое внимание стали уделять с 2013 г., когда был утвержден план развития газо- и нефтехимии на период до 2030 г. В соответствии с этим стратегическим документом за последние семь лет были реализованы 16 крупных инвестиционных проектов в области нефтехимии с общим объемом капиталовложений порядка 830 млрд руб. В результате производство крупнотоннажных полимеров, синтетических каучуков в России по итогам прошлого года достигло 6,8 млн т, то есть прирост составил за последние семь лет почти 50%.

Существенный вклад в развитие нефтехимии в стране вносит проект строительства «ЗапСибНефтехима» компании «СИБУР Холдинг» в Тобольске. Предприятие стало крупнейшим нефтехимическим комплексом в России. Оно вошло в десятку глобальных лидеров по производству этилена, а по объему переработки сжиженного углеродного газа будет самым крупным в мире.

Общий размер инвестиций в проект составил 8,8 млрд долл., в том числе частные капвложения — 4,5 млрд долл., заемные средства — 2,5 млрд долл. Также были использованы средства Фонда национального благосостояния, которые привлечены через Российский фонд прямых инвестиций, в размере 1,8 млрд долл. на возвратной основе, причем с доходностью, которая выше, чем потенциальная доходность от средств, вложенных в иностранные ценные бумаги.

«Несмотря на существенный прогресс, сегодня доля России в мировом нефтехимическом производстве пока остается небольшой — около 2,5% от всего рынка, хотя, как известно, Россия является одним из мировых лидеров в части производства и экспорта углеводородов, где наша доля составляет гораздо больше — от 12 до 19%, — прокомментировал ситуацию вице-премьер. — Поэтому, конечно, сейчас мы имеем колоссальный неиспользованный задел в части сырья».

В России производится более 17 млн т сжиженного углеродного газа, только 5 млн из которых используется в нефтехимии. Из 11 млн т этана, который содержится в составе добываемого природного газа, сегодня выделяется для переработки всего около 700 тыс. т. С учетом того, что с каждым годом объем содержания этана будет расти в результате вовлечения в разработку более насыщенных жирным газом запасов, в нашей стране этот потенциал будет становиться еще больше.

Специфика нефтегазохимического производства, по словам А. Новака, предполагает необходимость применения кластерного подхода при развитии отрасли. Это позволяет повысить эффективность использования запасов, дает возможность создать конкурентоспособные производства за счет оптимизации капитальных и операционных затрат. Одновременно обеспечивается развитие инфраструктуры для снабжения сырьем нефтегазохимических предприятий и минимизируются транспортные затраты.

В настоящее время на территории России функционируют шесть нефтегазохимических кластеров: Волжский, Северо-Западный, Каспийский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Все кластеры имеют существенную сырьевую базу для наращивания производства нефтехимической продукции. Также одним из перспективных регионов дальнейшего развития перерабатывающих мощностей в нашей стране может стать Арктическая зона.

Вместе с тем спрос на продукцию нефтехимии, по словам председателя правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрия Конова, конечно, растет, но одновременно за последние годы сокращаются цены на товары отрасли. «Произошло достаточно резкое снижение цен на продукцию и маржинальности каждого из нефтехимических игроков. То есть, если мы говорим про цены 2013 г. на уровне 1400 долл. за тонну, то во II квартале этого года мы видели цены в районе, может быть, 700—800 долл.», — проинформировал участников совещания г-н Конов.

«Помимо текущей экономики производителя, это делает, скажем так, более сложным принятие инвестиционных решений, потому что уменьшается маржинальность, заработок каждого игрока, при том что капитальные затраты остаются примерно на таком же уровне, — отметил глава „СИБУР Холдинга“. — Становится более сложно принимать решения на основании этих цен. Мы видим откладывание определенных проектов в мире, причем в целом сегодня для принятия решений не самый простой момент. Мы надеемся, что с помощью отрицательного акциза в российской нефтехимии эти инвестиционные решения будут приняты».