Молочники не заметили ограничений

| статьи | печать

Пандемия не оказала негативного воздействия на молочную отрасль. По итогам девяти месяцев текущего года производство молока составило почти 25 млн т, что на 2,7% больше аналогичного периода прошлого года, свидетельствуют данные Минсельхоза. При этом экспорт российской молочной продукции с начала года вырос на 11%. Развитие отрасли во многом обеспечивается развитием системы господдержки. По итогам 2020 г. в рамках «компенсирующей» и «стимулирующей» субсидий сельхозтоваропроизводителям будет направлено 10,6 млрд руб.

Согласно прогнозу Минсельхоза, в 2020 г. производство молока превысит 32 млн т. В 2021 г. планируется увеличить объемы еще на 500 тыс. т. «Важно отметить, что ограничения в связи с пандемией не оказали негативного воздействия на молочную отрасль. Напротив, мы видим положительную динамику в производстве сыров, масла, сухого молока и в других категориях. Рассчитываем, что эта тенденция сохранится», — заявил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на совещании с Национальным союзом производителей молока, посвященном актуальным вопросам развития молочной отрасли.

По словам министра, устойчивый рост производства приближает к решению общегосударственной задачи, а именно — к выполнению ориентира Доктрины продбезопасности по самообеспеченности молоком и молочной продукцией. В соответствии с прогнозами, по итогам 2020 г. она составит почти 85% при пороговом значении в 90%. Как полагает Д. Патрушев, достигнуть этой цели возможно уже в среднесрочной перспективе.

Активно осваиваются зарубежные рынки

Российские молочники увеличивают присутствие не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. С 2016 г. показатель экспорта молочной продукции увеличился на 19% и в 2019 г. составил 287 млн долл. Растут объемы поставок кисломолочной продукции, мороженого, сыров и творога.

Проблемы и перспективы экспорта молочной продукции участники рынка и эксперты обсудили 19 ноября на онлайн-конференции, которую провел Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») совместно с федеральным центром «Агроэкспорт». Согласно озвученным в ходе мероприятия данным с начала текущего года экспорт молочной продукции из России вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 248 млн долл. (данные по странам ЕАЭС за девять месяцев 2020 г.).

Положительную динамику, в частности, показали поставки сыров и творога, они увеличились на 13% до 71 млн долл. Экспорт молока и несгущенных сливок вырос на 19% до 23 млн долл., сливочного масла — на 83% до 12 млн долл., молочной сыворотки — в 2,2 раза до 8 млн долл.

Директор департамента развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Роман Чекушов отметил, что основными странами-импортерами исторически выступают государства постсоветского пространства. Крупнейшим покупателем отечественной молочной продукции является Казахстан, на который приходится 40% от всего объема поставок. В этом году отгрузки в страну выросли на 10% и составили 99 млн долл. Экспорт на Украину увеличился до 36 млн долл. (+14%), Беларусь закупила продукции данной категории на сумму 35 млн долл. (+10%).

Среди стран дальнего зарубежья выделяется Китай, который нарастил импорт до 5,3 млн долл. (+32%). «КНР является очень перспективным для нас рынком, особенно по поставкам сухого молока. Одновременно мы должны думать о других направлениях, понимать, в чем особенность того или иного перспективного рынка для экспорта молочной продукции. Уверен, что работа, проводимая „Агроэкспортом“ по созданию экспортных гидов, очень важна и позволит производителям молочной продукции более решительно переходить к экспортной деятельности», — заявил Р. Чекушов.

В прошлом году российские молочные продукты экспортировались в 52 страны. Перспективными с точки зрения увеличения экспорта молочной продукции являются рынки стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Африки. Ожидается, что по итогам 2020 г. российский экспорт молочной продукции вырастет на 12—13% в стоимостном выражении и превысит 300 млн долл.

У экспортеров появились путеводители

В рамках онлайн-конференции были представлены первые экспортные гиды, разработанные для российской молочной отрасли. Команда «Агроэкспорта» совместно со Всемирным банком, отраслевыми ассоциациями и производителями подготовила экспортные гиды по продвижению российского сухого молока в Оман и Нигерию, а также сыров — в Японию и Вьетнам. До конца 2020 г. будет разработано еще пять гидов: по молочной продукции для рынков Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии и Республики Кореи и по мороженому для рынка ОАЭ.

Все больше и больше производителей задумываются о развитии зарубежных продаж, и гиды призваны стать для них своеобразными путеводителями. «Гиды содержат базовую информацию по рынкам, барьерам для входа, механизмам таможенно-тарифного регулирования, отвечают на самые часто задаваемые вопросы. Особенно актуальны для компаний малого и среднего бизнеса, которые не всегда имеют возможность вкладывать значительные финансовые ресурсы на изучение зарубежных рынков, однако заинтересованы в экспортных поставках», — уверен гендиректор «Союзмолока» Артем Белов.

По словам генерального директора ООО «Стреда-консалтинг» Алексея Груздева, при создании гидов выбирались страны, входящие в топ-25 глобальных импортеров и имеющие потенциал дальнейшего роста ввозимых объемов. Так, Оман в совокупности с другими странами Персидского залива является вторым в мире рынком сухого молока после Китая: ежегодно в государства GCC его ввозится на более чем 1,6 млрд долл., и потребление стабильно растет.

При этом продукция, сертифицированная для Омана и расфасованная на его территории, может поставляться и в другие страны Персидского залива и Северной Африки. Однако важной особенностью данного рынка является применение сухого молока преимущественно не в b2b, как это происходит в России и на многих других рынках, а как расфасованного продукта для конечных потребителей, рассказал А. Груздев.

Что касается Нигерии, то этот рынок также достаточно объемный — ежегодный импорт сухого молока превышает 310 тыс. т, однако в прошлом году страна фактически закрыла свой рынок для всех новых игроков. «Поэтому все новые экспортеры вынуждены поставлять продукцию только через шесть конкретных компаний-импортеров, которые давно присутствуют на рынке Нигерии. Информацию об организациях, с которыми можно работать, а также объемах рынка и его динамике, нормативном регулировании, барьерах входа, процессах сертификации, логистических и платежных аспектах — все это можно узнать из экспортных гидов», — указал А. Груздев.

Гиды для экспортеров сыра в Японию и Вьетнам представил руководитель программ Всемирного банка в России Кристофер Миллер. Так, по его словам, Япония — растущий, но сложный рынок с высокими требованиями и жесткой конкурентной средой. «Информационные инструменты для экспортеров, такие как экспортные гиды, играют важнейшую роль в развитии торговли и повышении конкурентоспособности. Как правило, информационные пробелы не учитываются как часть торговых издержек, но могут составлять до 50% из них», — акцентировал К. Миллер.

Что касается b2b-сегмента, то, несмотря на еще сохраняющийся внутренний дефицит сырого молока в стране, экспортная тема крайне важна для производителей для нивелирования сезонных скачков спроса. При этом, по мнению коммерческого директора департамента «Молоко» ООО «Аутспан Интернешнл» Андрея Антонова, завоевывать рынки не обязательно при помощи низкой цены. Так, в Новой Зеландии цены на сухое молоко примерно на 20% выше, чем в ЕС, однако продукция пользуется спросом за счет высокого качества.

«Стабильно высокое качество производимой продукции, постоянное развитие ассортимента, коммерческая политика, а также высокий уровень сервиса являются основными факторами успешного развития бизнеса компании в странах-экспортерах», — в свою очередь перечислил директор по продажам ООО «Хохланд Руссланд» Андрей Голицын. Среди сдерживающих факторов он назвал нелегальное перемещение товаров через границу, затраты на систему «Меркурий» и давление стран-конкурентов.

Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, в настоящее время реализуется комплекс мер господдержки для экспортно ориентированных предприятий. Так, они имеют право на получение льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов, компенсацию части затрат на сертификацию продукции при поставках на зарубежные рынки, а также при ее транспортировке.

Кроме того, в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» прорабатываются и новые механизмы поддержки. Так, с 2021 г. будет осуществляться возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельхозпродукции. Также с начала следующего года предусмотрено введение новой меры господдержки в виде компенсации лизинговых платежей при приобретении оборудования для производителей экспортно ориентированной продукции АПК.

В целом по итогам 2020 г. в рамках «компенсирующей» и «стимулирующей» субсидий сельхозтоваропроизводителям будет направлено 10,6 млрд руб., что на 2,6 млрд больше прошлого года. Кроме того, в рамках механизма льготного кредитования предусмотрено 3,3 млрд руб. субсидий на краткосрочные кредиты и 10,6 млрд руб. — на инвесткредиты, что также больше, чем годом ранее.