Подготовлены изменения в законодательство об обращении отходов

| статьи | печать

Минприроды в целях полноценной реализации законодательства об обращении с отходами намерено установить в правовом поле новые понятия. Например, такие, как «вторичные материальные ресурсы» (вид отходов, в состав которых входят полезные компоненты), «вторичное сырье» и «вторичные энергетические ресурсы». Также предложено урегулировать вопросы права собственности на вторичные материальные ресурсы и вторичное сырье.

Проект федерального закона, подготовленный Минприроды, в первую очередь направлен на устранение правовых коллизий в положениях действующего законодательства, в частности — в отдельных положениях Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).

Как отмечают разработчики в пояснительной записке, практика применения установила, что понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО), раскрывающееся в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, зачастую толкуется двояко, что дает возможность злоупотреблять правом в части установления круга образователей ТКО, их прав и обязанностей.

Законопроектом предлагается уточнить, что «твердые коммунальные отходы — это смесь отходов, образующихся в процессе потребления, включая товары и упаковку товаров, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования в целях удовлетворения личных и бытовых нужд физическими лицами в жилых помещениях и при обеспечении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых социально-бытовых условий для работников».

В такой редакции, уверены авторы проекта, Закон № 89-ФЗ будет однозначно определять в качестве образователей таких отходов только физических лиц. Поскольку из текста предлагаемой редакции вытекает, что ТКО образовываются в процессе удовлетворения личных и бытовых потребностей физлиц, Минприроды напоминает, что такие потребности у людей могут возникнуть не только в жилых помещениях, но и на производстве.

Законопроект проводит различие между понятиями «вторичные материальные ресурсы» и «вторичное сырье». Первые определены как виды отходов, а последнее — как продукция. Соответственно, регулирование вторичных ресурсов предлагается осуществлять в рамках Закона № 89-ФЗ, а вторичного сырья — в рамках Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ).

Новой ст. 17.1 предлагается установить правила обращения с вторичными ресурсами и разграничение обращения с вторичными материальными ресурсами и вторичным сырьем.

Существенные изменения вносятся в ст. 4 «Отходы как объект права собственности» Закона № 89-ФЗ. Поправки позволят установить в обороте ТКО приоритет в пользу обработки и утилизации отходов. Коммунальные отходы в виде смеси или раздельно накопленных отходов, от которых собственник отказался (а у него есть такое право в соответствии со ст. 236 ГК РФ), передаются в собственность объектам обработки или комплексным объектам по обработке и утилизации. Одновременно с данной нормой подготовлены и корреспондирующие изменения в Налоговый кодекс в части освобождения от налогообложения налогом на прибыль безвозмездно полученных ТКО и (или) вторичных ресурсов объектами обработки и утилизации.

Также законопроект предполагает, что обращение с вторичными материальными ресурсами осуществляется в соответствии с требованиями при обращении с группами однородных отходов I—V классов опасности, установленными Правительством РФ. Обращение с вторичным сырьем осуществляется по правилам обращения с промышленной продукцией в соответствии с Законом № 488-ФЗ.

Проект размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/11-20/00110705.