Установлены правила проведения проверок в госзакупках

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило правила и сроки проведения плановых и внеплановых проверок госзаказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, электронных площадок.

Правительство РФ приняло постановление от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений». В нем предусмотрен порядок, сроки проведения проверок в сфере госзакупок. Новые правила действуют с 08.10.2020, за исключением положений об отнесении субъектов к определенной категории риска (они вступят в силу с 01.07.2022).

На кого распространяются правила?

Эти правила распространяются на заказчиков, контрактные службы, контрактных управляющих, комиссии по осуществлению закупок и их членов, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.

Сроки проведения внеплановых проверок

Срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней, а если внеплановая проверка проводится в отношении субъектов контроля при осуществлении ими закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, такой срок составляет не более 20 рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеплановой проверки.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Контрольный орган в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения внеплановой проверки разместит в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений и (или) в единой информационной системе информацию о продлении срока проведения внеплановой проверки.

Уведомление о продлении срока проведения внеплановой проверки до 01.07.2021 будут направлять в течение двух рабочих дней. После 01.07.2021 направление этого уведомления не потребуется.

Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней. А если внеплановая проверка проводится в отношении субъектов контроля при осуществлении ими закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, такой срок не может составлять более 30 рабочих дней.

Права контрольных органов

При проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;

  • беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу. При этом должностные лица должны предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении проверки.

Если заказчики, электронные площадки или другие субъекты воспрепятствуют доступу в помещение или на территорию при выездной проверке, то контрольный орган составит акт об этом. Такой акт составляется в течение двух рабочих дней. На основании этого акта руководитель контрольного органа в течение одного рабочего дня со дня представления ему этого акта обратится в правоохранительные органы для обеспечения доступа в помещения и на территории.

Основания для проведения внеплановой проверки

В постановлении предусмотрен перечень случаев, из-за которых может быть назначена внеплановая проверка.

Во-первых, при получении информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе:

  • получение заявления, сообщения в письменной форме или в форме электронного документа физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе;

  • обнаружение контрольным органом признаков нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе в случае поступления информации, содержащейся в жалобе участника закупки, жалоба которого отозвана таким участником закупок либо возвращена такому участнику закупок, а также в случае рассмотрения обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков и обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;

  • получение сообщения из средств массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе.

Во-вторых, истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

Плановые проверки

Плановые проверки осуществляются на основании плана проведения плановых проверок, утверждаемого руководителем контрольного органа на один год. При составлении плана проведения плановых проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска. План утверждается контрольным органом в IV квартале года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Плановой проверке подлежат закупки за последние три года до даты начала ее проведения.

Отнесение субъектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании следующих критериев:

  1. количество закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе, выявленными по результатам рассмотрения жалоб участников закупок и проведения на их основании внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;

  2. количество случаев неисполнения субъектами контроля предписаний;

  3. количество случаев по невключению поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения контракта с таким поставщиком. Эти положения вступят в силу с 01.07.2022.

Также предусмотрено, сколько необходимо баллов для расчета, к какой категории риска относится субъект контроля:

  • субъекты контроля, которые по критериям набрали от 60 до 100 баллов включительно, относятся к категории высокого риска;

  • субъекты контроля, которые по критериям набрали от 30 до 60 баллов включительно, относятся к категории среднего риска;

  • субъекты контроля, которые по критериям набрали до 30 баллов включительно, относятся к категории низкого риска.