1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 108

Законопроект о медиации. Минюст России предлагает изменить требования к медиаторам и исключить их саморегулируемые организации

Минюст России подготовил новый законопроект о медиации. В нем скорректированы требования к медиаторам. Например, ими не смогут быть адвокаты, а также любые лица младше 30 лет. Также предлагается изменить порядок принятия экзаменов у медиаторов государственной квалификационной комиссией. В нее будут входить представители правоохранительных органов, органов юстиции и судьи. Обязанность включать в государственную квалификационную комиссию лиц, которые имели опыт или образование медиатора, в законопроект не попала. Помимо этого в законопроекте предусмотрены особенности рассмотрения определенных споров: семейных, трудовых и т.д.

Внастоящее время процедуры медиации урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ). Минюст России решил полностью обновить этот закон и подготовил законопроект «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в РФ» (далее — законопроект, имеется в распоряжении редакции).

Пока законопроект проходит межведомственное согласование с заинтересованными государственными органами и организациями. То есть он еще не опубликован для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (www.regulation.gov.ru). Предполагается, что он может вступить в силу с 01.07.2022.

Однако Федеральная палата адвокатов РФ подготовила свои возражения на этот законопроект. Они размещены на www.fparf.ru.

Требования к медиаторам

В законопроекте указано, что осуществлять деятельность медиаторов могут:

  • лица, достигшие тридцатилетнего возраста, имеющие высшее образование по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики, прошедшие подготовку, соответствующую требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов, утвержденной уполномоченным органом, прошедшие стажировку, имеющие стаж работы по специальности не менее пяти лет, внесенные в единый федеральный реестр медиаторов;

  • судьи, пребывающие в отставке;

  • медиаторы, осуществляющие деятельность в образовательных организациях (п. 2 ст. 10 законопроекта).

Сейчас медиатором на профессиональной основе может быть лицо от 25 лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации (п. 1 ст. 16 Закона № 193-ФЗ). А если медиатор работает на непрофессиональной основе, то ему должно быть не менее 18 лет.

Таким образом, в законопроекте предлагается ввести для медиаторов ограничение по возрасту (медиатором не сможет стать лицо младше 30 лет), по образованию (например, медиатор с медицинским образованием, который работает с медицинскими спорами, уже не сможет работать).

Кроме того, медиаторами не смогут быть адвокаты и нотариусы. Федеральная палата адвокатов РФ в своем письме с возражениями на законопроект указала, что одним из возможных вариантов образования медиатора является высшее юридическое образование, но при этом в законопроекте не разрешается стать медиаторами адвокатам и нотариусам.

Вместо этой поправки Федеральная палата адвокатов РФ предложила предусмотреть гарантии работы адвокатов в качестве медиаторов. В частности, можно дополнить законопроект положением о том, что медиатор с действующим статусом адвоката:

  • перед началом проведения процедуры медиации предоставляет письменные гарантии по исключению конфликта интересов;

  • включает в соглашение о проведении процедуры медиации свои обязательства о том, что он не вправе проводить медиацию, если ранее выступал в качестве представителя или консультанта любой из сторон;

  • не вправе представлять интересы любой из сторон после окончания процедуры медиации по вопросам, прямо или косвенно затрагивающим предмет медиативного соглашения.

В случае нарушения данных адвокатом обязательств медиативное соглашение может быть признано недействительным, а сторонам следует обратиться за взысканием понесенных расходов и убытков. Также предлагается распространить действие норм Кодекса профессиональной этики адвоката на деятельность адвоката в ходе его работы в качестве медиатора.

Сдача экзаменов медиаторами

Принимать экзамены у медиаторов будет квалификационная комиссия, состоящая из судей, следователей, полицейских и представителей территориального органа юстиции. То есть в законопроекте нет упоминания о том, что принимать экзамены будут лица, имеющие профессиональное образование медиатора (п. 1 ст. 5 законопроекта).

В частности, государственная квалификационная комиссия будет формироваться на два года в количестве семи членов комиссии:

  • от территориального органа юстиции — три представителя,

  • от правоохранительных органов — один представитель,

  • от федерального органа государственной власти, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства, — один представитель,

  • от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — один судья,

  • от арбитражного суда субъекта РФ — один судья (п. 2 ст. 5 законопроекта).

Саморегулируемые организации медиаторов

В законопроекте исключено упоминание о саморегулируемых организациях медиаторов. Сейчас же в Законе № 193-ФЗ указано, что медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать саморегулируемые организации медиаторов (п. 1 ст. 18 Закона № 193-ФЗ). Они ведут реестр членов саморегулируемой организации медиаторов, разрабатывают и утверждают стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов и т.д. (п. 2 ст. 18 Закона № 193-ФЗ).

Согласно законопроекту всю координацию медиации будет осуществлять уполномоченный орган (ст. 3 законопроекта). Скорее всего, таким органом будет Минюст России. Он будет устанавливать требования к медиаторам и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, разрабатывать единые стандарты проведения медиации, разрабатывать и утверждать программы обучения медиаторов и т.д.

Медиативный запрос

Предлагается ввести новый инструмент для медиаторов — медиативный запрос (ст. 19.1 законопроекта). Медиатор будет вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальные обращения о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для проведения медиации. Ответ должен быть отправлен в письменной форме в течение 30 дней с момента получения запроса.

В предоставлении ответа на медиативный запрос может быть отказано, если:

  • субъект, получивший запрос, не располагает такими сведениями;

  • нарушены требования к форме, порядку оформления и направления медиативного запроса;

  • запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Особенности медиации по определенным видам споров

В законопроекте предусмотрены особенности медиации по гражданским, семейным, трудовым, административным спорам, спорам, связанным с защитой прав потребителей, а также особенности медиации, проводимой в рамках уголовного судопроизводства.

Например, может появиться положение о том, что в случае расторжения брака при наличии несовершеннолетних детей стороны обязаны пройти процедуру медиации до обращения в суд (ст. 24 законопроекта).

Могут рассматриваться в качестве медиации следующие трудовые споры:

  • индивидуальные трудовые споры, касающиеся выплаты возмещения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей одной из сторон индивидуального трудового спора;

  • индивидуальные трудовые споры, касающиеся заключения, исполнения, изменения, приостановления, прекращения или недействительности индивидуального трудового спора.

При этом процедура медиации не будет применяться к коллективным трудовым спорам (ст. 26 законопроекта).

По административным спорам процедура медиации может быть инициирована органом государственной власти (п. 2 ст. 27 законопроекта).

В ходе уголовного судопроизводства суд или орган уголовного преследования вправе привлечь медиатора для проведения процедуры медиации. Это возможно по их собственной инициативе либо по ходатайству стороны. При этом заключение сторонами соглашения о проведении медиации не будет приостанавливать производство по уголовному делу. А факт участия в медиации не будет служить доказательством вины участника уголовного судопроизводства.

При прекращении медиации, проводимой в рамках уголовного судопроизводства, стороны обязаны незамедлительно направить органу, ведущему уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело:

  • в случае подписания медиативного соглашения (об урегулировании конфликта) — экземпляр этого соглашения;

  • в иных случаях — письменное уведомление медиатора о прекращении медиации с указанием оснований.

В уголовном судопроизводстве для стороны, являющейся правонарушителем, участие в процедуре медиации возможно только один раз в жизни (ст. 28 законопроекта).


Принять к сведению

Еще несколько предложений Федеральной палаты адвокатов РФ для развития медиации:

  • ввести правило о возврате государственной пошлины истцу в случае, если стороны обращаются к медиации и достигают соглашения;

  • повысить размер государственной пошлины по крупным коммерческим спорам;

  • ввести обязательную медиацию по некоторым категориям судебных споров, рассматриваемых арбитражными судами. Такими категориями дел могут быть споры о размере штрафных санкций; об изменении и расторжении договоров; дела, в которых заявляются встречные иски; споры о качестве выполненных работ.