Инвестиции упали меньше, чем ВВП — эту тенденцию важно закрепить

| статьи | печать

Нынешний кризис привел к падению инвестиций в основной капитал на 7,6% по итогам II квартала 2020 г. При этом капвложения малого бизнеса, по оценке ВШЭ, упали на 36%, а инвестиции крупных и средних компаний лишь немного сократились (–0,4%). В отличие от обычных циклических кризисов, в этот раз ВВП спикировал ниже (–10%), чем инвестиции. Для поддержки новых проектов Минэкономразвития создает Агентство инвестиционного развития, которое, в частности, будет сопровождать Соглашения о защите и поощрении капвложений.

Низкий уровень инвестиционной активности, связанный с экономическим кризисом, привел, по мнению экспертов Центра развития (ЦР) «Вышки», к заметным изменениям структуры капвложений. «Прежде всего, можно отметить настоящий провал в текущем году в инвестициях малого бизнеса, которые Росстат досчитывает, добавляя к оценкам, полученным по прямой отчетности крупных и средних компаний, — отмечает аналитик ЦР Валерий Миронов. — Согласно своей методике, Росстат в этом году исходит из того, что на их долю приходится почти 21% всех инвестиций в денежном выражении. Учитывая, что, по официальным данным, во II квартале 2020 г. падение инвестиций по полному кругу компаний (с досчетом) составило 7,6% год к году в реальном выражении, и оценивая динамику инвестиций крупного и среднего бизнеса величиной –0,4%, можно рассчитать, что падение инвестиций в досчитываемом сегменте, охватывающем малый бизнес, составило примерно 36%».

Фактически объемы инвестиций в основной капитал в досчитываемом Росстатом секторе экономики, включающем малый бизнес, сократились во II квартале текущего года, по оценкам ВШЭ, почти на 248 млрд руб. относительно того же периода прошлого года (с 1065 млрд руб. до 817 млрд руб.).

Причем на прямые субсидии малому и среднему бизнесу наиболее пострадавших от коронавируса отраслей правительство направило сначала 81,1 млрд руб., а позднее, в связи с расширением списка пострадавших секторов, еще 23 млрд руб. Суммарно получается всего 104,1 млрд руб.

Конечно, были и другие меры поддержки малого бизнеса: льготы по уплате налогов (за исключением НДС) и по страховым взносам, погашению кредитов и арендным платежам. Однако в основном все это направлено на поддержку текущей деятельности, а не инвестиций.

В свою очередь, те меры антикризисной поддержки МСП, которые имели кредитный характер и потенциально могли быть использованы на инвестиции, накладывают на предприятия дополнительные обязательства в будущем и не всегда стимулируют капвложения, особенно в условиях высокой неопределенности.

В инвестициях по-прежнему лидирует ТЭК

Среди отраслей, наиболее пострадавших во II квартале текущего года, можно назвать: туризм (в результате фактического закрытия границ инвестиции здесь снизились на 22%); некоторые виды транспорта (в условиях самоизоляции перевозки были ограничены); строительство; гостиницы и рестораны; автопром. Сюда же можно отнести традиционных аутсайдеров в плане инвестиций (например, табачную промышленность, где наблюдалось рекордное снижение инвестиций — более чем на 76% год к году).

Спад наблюдался и в инвестициях в добычу полезных ископаемых (–7,2%), в частности в добычу нефти и природного газа (–0,6%), что связано с необходимостью сокращения добычи нефти по соглашению ОПЕК+.

Интересная деталь: инвестиции в обрабатывающую промышленность снизились меньше — на 0,4% в реальном выражении. Однако совокупный объем капвложений нефтегазодобытчиков во II квартале текущего года (почти 723 млрд руб.) превысил общий объем инвестиций во всю обрабатывающую промышленность (около 571 млрд руб.) примерно на 27%. Если же учесть, что в составе обработки почти 136 млрд руб. пришлось на нефтепереработку, то превышение суммарного ТЭК без угля (нефть, газ и нефтепереработка) над «очищенной» обработкой станет двукратным.

«В таких условиях весьма трудно ожидать диверсификации российской экономики, роста ее независимости от „нефтяной иглы“, — подчеркивает эксперт ЦР Алексей Кузнецов. — Для преодоления этой зависимости, видимо, потребуются дополнительные усилия».

Необходимо отметить, что в ряде отраслей инвестиции во II квартале, напротив, наращивались. Так, несмотря на пандемию (а в чем-то и благодаря ей), очень высокий прирост капвложений наблюдался в здравоохранении, образовании, государственном управлении (74, 45 и 44% соответственно).

В лидерах оказалось также производство одежды (рекордный прирост на 125%) и мебели, что, возможно, было связано с необходимостью поставок спецодежды и оснастки в больницы. Особое место занимают инвестиции в почтовую и курьерскую деятельность, связанные с небывалой ранее востребованностью курьерской доставки продуктов и прочих товаров.

В целом же по всему кругу отраслей сокращение размеров инвестиций в основной капитал составило в апреле — июне нынешнего года –7,6%, что меньше, чем снижение ВВП (–10% по уточненным данным Росстата). Во время обычных циклических кризисов капвложения падают ниже, чем показатель валового продукта. Этот тренд можно с известной долей условности назвать позитивным, и теперь важно поддержать инвестиционную активность отечественных компаний.

Для поддержки капвложений создадут агентство

Для содействия перезапуску инвестиционного цикла в России, по словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, будет создано Агентство инвестиционного развития. Генеральным директором Агентства будет назначен первый заместитель министра Андрей Иванов.

Агентство будет создано на базе АНО «Инвестиционно-технологическое развитие». Его основная цель — поддержка реализации в нашей стране новых инвестпроектов, в том числе сопровождение Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Одной из задач Агентства станет подготовка предложений по совершенствованию профильного законодательства.

«Агентство должно будет не только развивать существующую в России инфраструктуру для реализации инвестиционных проектов, но и выступать посредником в диалоге между государством и бизнесом, а также оказывать другую поддержку инвесторам, включая помощь в привлечении финансирования для конкретных проектов», — отмечает М. Решетников.

Сейчас Минэкономразвития прорабатывает возможность упростить порядок возмещения затрат на инфраструктуру в рамках СЗПК за счет реализации механизма налогового вычета в части налогов субъектов Федерации, а также прямых федеральных налогов.

Соответствующие изменения в Налоговый кодекс готовятся по поручению вице-премьера Андрея Белоусова. «Там, где существующее администрирование налогообложения позволяет осуществлять налоговый вычет, мы это будем делать», — подчеркивает г-н Иванов. При этом для косвенных налогов будет сохранен механизм субсидии. Всю процедуру получения возмещения затрат на инфраструктуру планируется реализовать по принципу «одного окна».