С 1 января изменятся правила по охране труда в учреждениях здравоохранения

| статьи | печать

Минтруд России подготовил новые государственные нормативные требования охраны труда при оказании медицинских услуг, организации и проведении основных процессов и работ в медицинских организациях. Предусматривается, что актуализированные требования будут обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими производственной деятельности в сфере здравоохранения.

Разработчики проекта, вводящего новые требования по охране труда в учреждениях здравоохранения, отмечают, что действующая нормативная база в этой области безнадежно устарела. Акты, призванные обеспечить безопасный труд медиков и медперсонала, не пересмативались около 20 лет. Более того, они подлежат отмене с 1 января 2021 г. в рамках «регуляторной гильотины». По результатам анализа правоприменительной практики были подготовлены новые требования, направленные на минимизацию риска получения производственных травм и профессиональных заболеваний медработников.

Новые правила будут обязательны для всех работодателей (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). На их основе работодатели могут разрабатывать инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые должны утверждаться локальными нормативными актами работодателя.

Правила включают в себя требования охраны труда, предъявляемые в числе прочего: к организации проведения работ и рабочих мест; к территории медицинской организации (площадкам, помещениям); к осуществлению производственных процессов и эксплуатации медицинского оборудования; при работе с медицинским оборудованием; при работе в инфекционных больницах (отделениях), моргах, лабораториях, специализированных отделениях; при работе с биологическими жидкостями пациентов; для выездной бригады скорой медицинской помощи.

Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с производственной организацией здравоохранения, улучшающей условия труда работников.

Документ относит к категории вредных и (или) опасных производственных факторов в медучреждениях физические, химические и биологические факторы. В число последних, помимо ВИЧ, ОРВИ, туберкулеза, гепатита В и С, входит теперь и COVID-19.

Правила содержат требования охраны труда, которые предъявляются к организации рабочих мест. Они касаются общих действий сотрудников перед началом работы (использование средств индивидуальной защиты, проверка работоспособности оборудования) и эксплуатации медицинского оборудования.

В документе прописаны требования охраны труда при выполнении отдельных видов производственной деятельности — работа в рентгеновских кабинетах, проведение лучевой терапии и радионуклидной диагностики, в кабинете МРТ, с аппаратами СВЧ и УВЧ.

В приложении к документу указаны типичные вредные и (или) опасные производственные факторы/опасности, профессиональные риски по отдельным отраслям клинической медицины и при производстве некоторых видов работ.

При подписании трудового соглашения работодатель должен проинформировать сотрудников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты, которые обязаны правильно применять эти средства защиты.

Находясь на рабочем месте, запрещается принимать еду, хранить личную одежду и продовольствие, курить и распивать алкоголь, употреблять наркотики и психотропные препараты. Нельзя курить в кабине и салоне автомобиля скорой помощи.

Проект зарегистрирован для общественного обсуждения на regulation.gov.ru, ID проекта 02/08/08-20/00106853.