1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 8

Счетная палата предложила пересмотреть нормативы затрат на содержание автотрасс

Как говорится в материалах Счетной палаты, безопасные и качественные дороги начинаются с крепкого нормативного фундамента. Проверка показала, что работа в этом направлении идет, но еще не все вопросы регламентированы. На текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной и 44,2% региональной дорожной сети. В среднем на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 г. приходилось 2,2 млн руб., регионального — 288 тыс. руб.

Счетная палата проверила, как в 2019 г. исполняли бюджет Минтранс и подведомственные ему Росавиация, Росавтодор, Росжелдор, Ространснадзор и Росморречфлот. Совокупный объем неисполненных бюджетных назначений в минувшем году по всем объектам проверки составил 85,7 млрд руб.

Регионы не готовы осваивать ассигнования

Почти половина из них приходится на Росавтодор — 37,8 млрд руб., или 5,6% сводной бюджетной росписи. В значительной мере сумма сложилась из-за низкого исполнения расходов на межбюджетные трансферты (29,1 млрд руб.). Дело в том, что в 2019 г. регионы оказались не готовы осваивать предоставленные на дорожную деятельность ассигнования. В результате 17 субъектов России не выполнили план по строительству и реконструкции автодорог общей протяженностью свыше 112 км.

На втором и третьем местах по объему неисполненных назначений оказались Минтранс и Росавиация. У них неизрасходованными оказались 15,8 млрд руб. и 13,6 млрд руб. соответственно. Причины такого положения дел достаточно разнообразные. «Это позднее заключение государственных контрактов, ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиками, а также их банкротства и низкое качество проектной документации», — сообщил на Коллегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов.

Кроме того, не вся проектно-сметная документация (ПСД) в итоге оказывается полезной. Так, часть из разработанных Минтрансом, Росавиацией, Росжелдором и Росморречфлотом ПСД осталась невостребованной. На их проработку ведомства потратили 13,1 млрд руб. федерального бюджета с 2006 г.

Счетная палата обратила внимание и на ситуацию с объектами незавершенного строительства. «Всего не введено в эксплуатацию 36 объектов, запланированных на 2019 г., и не завершены проектные работы в отношении 33 объектов капитального строительства, — пояснил В. Богомолов. — В составе незавершенного строительства есть объекты, реализация которых приостановлена, но консервация в нарушение градостроительного комплекса не проведена. Общая сумма затрат на такие объекты составила почти 7 млрд руб.».

Также Счетная палата выявила нарушения требований законодательства в сфере закупок. Ведомства не соблюдали сроки размещения планов-графиков закупок, информации о госконтрактах и отчетах об их исполнении в единой информационной системе.

Росжелдор c подведомственными ему учреждениями по отдельным контрактам потратил на оргтехнику в два с лишним раза больше средств, чем установлено нормативами. Расходы Росавиации на научно-исследовательские работы в отсутствие утвержденных нормативов затрат составили 13,8 млн руб.

В ходе проверки Счетная палата изучила закупки казенных учреждений Росавтодора и отметила крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию как федеральной, так и региональной сети. «Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта. Выявлены многочисленные нарушения Федерального закона № 44-ФЗ в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке и другие», — сообщил В. Богомолов.

Контролеры также выявили недостатки при выполнении бюджетных полномочий администраторов доходов. Если Минтранс и Росавиация в 2019 г. не смогли выполнить план, то Ространснадзор его перевыполнил. Причем по отдельным видам доходов поступления превысили прогнозные значения более чем в 80 раз. Это говорит о недостаточном качестве прогнозирования.

Помимо этого, объекты проверки нарушали требования по организации внутреннего финансового аудита, порядка формирования и выполнения государственного задания. Не все ведомства надлежащим образом осуществляли полномочия собственника федерального имущества, переданного подведомственным учреждениям.

«При реорганизации в 2019 г. подведомственного Росавиации ФГУП „Администрация аэропорта Домодедово“ была установлена недостача материалов и оборудования более чем на 107 млн руб. Факты недостачи были отражены в актах инвентаризации, утвержденных руководством Росавиации», — рассказал В. Богомолов. При этом он подчеркнул, что администрация аэропорта Домодедово не приняла меры по установлению причин возникновения недостачи и виновных лиц.

Более половины региональных дорог в плохом состоянии

Особое внимание госаудиторы обратили на ситуацию с автодорогами. За последние два года доля автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась на 7%. «На текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной дорожной сети. С региональными дорогами хуже — указанный показатель улучшился только на 1,1% — до 44,2%», — сообщил В. Богомолов.

Проверка показала, что в среднем на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 г. приходилось 2,2 млн руб. В то время как на содержание региональных дорог — почти в восемь раз меньше — 288 тыс. руб. на 1 км. В целом же на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6% от нормативной потребности. «Указанная ситуация негативно сказывается на транспортно-эксплуатационном состоянии региональной дорожной сети», — подчеркнул аудитор.

На сегодняшний день законодательно установлен лишь общий норматив размера бюджетных ассигнований, который применяется при формировании федерального бюджета на очередной год и плановый период. В результате в разных регионах объем доведенных средств сильно отличается от норматива. «В 2019 г. наименьший объем бюджетных ассигнований по сравнению с нормативной потребностью из проверенных учреждений доведен до ФКУ Упрдор „Забайкалье“ — 51%, наибольший — до ФКУ Упрдор „Прикамье“ (91%)», — привел примеры аудитор.

Проверка показала, что Росавтодор при расчете бюджетных ассигнований учитывал протяженность участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались, или их категории не соответствовали требованиям Правил классификации автодорог. Еще один пример: из-за того, что законодательно не закреплена обязанность заключения соглашений об установлении сервитута на земельные участки вдоль автодорог для размещения примыканий к объектам дорожного сервиса, госказна ежегодно недополучает более 850 млн руб.

По итогам проверки Счетная палата предложила правительству пересмотреть нормативы затрат на содержание автодорог федерального значения, а Минтрансу совместно с Росавтодором — закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения госсредств. «Мы для себя поставили задачу до конца года разработать порядок и критерии для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с четкими критериями», — заявил руководитель Росавтодора Андрей Костюк, который присутствовал на коллегии.

По его словам, это позволит выяснить, где и как тратится каждая государственная копейка на федеральные дороги. Ранее, выступая на круглом столе в Совете Федерации, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко доложил, что в 2020 г. финансирование федерального проекта «Дорожная сеть» составляет 262 млрд руб., бюджет региональных дорожных фондов субъектов страны — 165,79 млрд руб.

В ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 1-м полугодии 2020 г. в российских регионах в нормативное состояние приведено 6,5 тыс. км трасс и магистралей. Уже уложено более 45,3 млн кв. м асфальтобетонного и других типов покрытий. Это 40% от общего объема запланированных мероприятий, отчитались в ведомстве.


К сведению

РОСТРАНСНАДЗОР борется с нелегальными перевозчиками

Руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин на ежегодном всероссийском совещании с начальниками межрегиональных управлений государственного автодорожного надзора, которое прошло в Ростове-на-Дону, заявил, что борьба с нелегальными перевозчиками остается актуальной. С начала 2020 г. к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии привлечено более тысячи хозяйствующих субъектов, выдано свыше 600 предостережений.

Говоря о лицензировании пассажирских перевозок, глава ведомства отметил, что этот процесс был продолжен в сложившихся эпидемиологических условиях. Так, за 1-е полугодие 2020 г. служба выдала более трех тысяч лицензий, а количество транспортных средств, включенных в реестр лицензий, составило около 350 тыс. За 1-е полугодие Ространснадзор провел более 6,5 тыс. внеплановых проверок, 3,5 тыс. из них — предлицензионные проверки.