Маркировку назвали самой дорогой регуляторной мерой в истории

| статьи | печать

Минпромторг и оператор системы маркировки ЦРПТ оценивает в 4 коп. стоимость нанесения кода на единицу молочной продукции. Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» в это не верит. Союз заявил, что четырехкопеечные оценки пока не получили своего подтверждения в ходе эксперимента. По данным объединения, производители упаковки оценивают только затраты на печать кода в типографии в 20 коп. при стоимости кода в 50 коп. без НДС. Оптимистичные заявления о минимальных затратах на маркировку до окончания эксперимента в союзе считают преждевременными.

Глава оператора системы цифровой маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин 6 июля в ходе онлайн-конференции сообщил, что затраты на маркировку для молочников составят 4 коп. на единицу продукции. В целом расходы на оснащение оборудованием для маркировки цифровыми кодами молочной продукции для малых предприятий он оценил в 15—35 тыс. руб.

«В настоящее время в число компаний, которые участвуют в эксперименте, входят как крупные производители, так и небольшие фермерские хозяйства. Таких цифр — 15—35 тыс. руб. на одно предприятие — в рамках эксперимента никто получить пока не смог, ни на одном из примеров технических решений такие цифры пока подтверждены не были», — заявил генеральный директор «Союзмолока» Артем Белов. Он подчеркнул, что для работы системы маркировки нужно и машинное зрение, и оборудование для нанесения кода и его считывания, и интеграция с информационной системой предприятия, понадобятся и другие инструменты.

Кроме того, по оценкам «Союзмолока», если предприятиям с объемом промышленного производства в 10 т в сутки не удастся наносить маркировку в типографии, то им придется устанавливать оборудование на линии. Стоимость такого оборудования, по данным поставщиков технологических решений, для одной линии сегодня колеблется от 3 млн до 10 млн руб.

Говорить о минимальных расходах ретейла, по мнению А. Белова, также преждевременно, так как в рамках стартовавшего эксперимента к настоящему моменту не было осуществлено полноценного взаимодействия с магазинами, расчетов по всей цепочке от поля до прилавка не производилось. «Союзмолоко» придерживается позиции, что введение маркировки нецелесообразно, учитывая уже работающую систему прослеживаемости (ФГИС ВетИС «Меркурий») и крайне незначительную (менее 1%) долю контрафактной продукции.

По последним актуализированным расчетам, исходя из данных предприятий, затраты в первый год составят не менее 61,3 млрд руб. В отраслевом объединении считают, что маркировка — это самая дорогая регуляторная мера в истории современной России, затраты на которую сопоставимы для некоторых отраслей, например для молочной, с объемом валовой прибыли всей молочной отрасли.

По данным на 22 июня ЦРПТ выдал производителям молочных продуктов более 1 млн кодов маркировки. Общее число участников эксперимента достигло 3016 компаний, увеличившись более чем в два раза за последние три месяца. По информации на 26 марта, число участников пилота составляло 1288 компаний. В настоящее время в ГИС «Маркировка» зарегистрировано 277 производителей, 84 импортера, 279 представителей оптового звена и 2740 представителей розницы.

«Привлекательность эксперимента повышается в связи с тем, что до конца года оператор сам профинансирует затраты, в том числе на поставку оборудования, его установку, программное обеспечение и услуги интеграторов», — напомнил Алексей Сидоров, руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ. Иными словами, все те, кто участвует в эксперименте, будут оснащены оборудованием и сервисами эксперимента бесплатно — за счет ЦРПТ.

А. Сидоров уточнил, что для маркирования продукции некоторым предприятиям, которые будут работать в системе и решат наносить коды непосредственно на производстве, может потребоваться однократная инвестиция в оборудование. По его оценке, эта сумма варьируется в зависимости от масштаба производства от 10—15 тыс. руб. для небольших частных хозяйств до полутора миллионов рублей на производственную линию — для агрохолдингов и крупных предприятий.

За неделю к эксперименту присоединяются в среднем 175 новых компаний — производителей, дистрибьюторов, представителей розницы. В июне к пилоту присоединились новые участники из 77 регионов России, включая лидеров по производству молочной продукции — Алтайский край, Белгородскую, Брянскую и Владимирскую области. На данный момент пилотный проект охватывает все регионы России.

Эксперимент по внедрению системы маркировки молочной продукции стартовал в июле 2019 г. По словам замглавы Минпромторга России Виктора Евтухова, внедрение обязательной маркировки молочной продукции начнется в январе 2021 г. и продлится в несколько этапов до октября 2021 г.