Опечатка в указании отчества застрахованного лица в форме СЗВ-М не является основанием для назначения штрафа

| статьи | печать

Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) не предполагает привлечение к ответственности за ошибки в правописании и опечатки, которые не влекут за собой невозможность идентифицировать застрахованное лицо и произвести учет сведений о нем. К такому выводу пришел АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 26.05.2020 по делу № А78-11257/2019.

Суть дела

Учреждение культуры (далее — учреждение, страхователь) представило в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы «исходная» за январь 2018 г. на застрахованных лиц. Сведения представлены по электронным каналам связи в пределах установленного срока.

В ходе проверки фонд обнаружил, что в отношении одного из застрахованных лиц была представлена недостоверная информация — отсутствовала последняя буква в отчестве (вместо «Александровна» указано «Александровн»).

Фонд направил учреждению уведомление о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок). Однако учреждение выслало в адрес фонда дополняющую форму СЗВ-М с необходимыми исправлениями только через месяц.

Фонд расценил задержку как правонарушение в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и принял решение о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Согласно этой норме за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Поскольку страхователь требование об уплате штрафа в установленный срок не выполнил, фонд обратился в суд.

Решение судов

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что у фонда отсутствовали основания для привлечения учреждения к ответственности. Они исходили из того, что допущенные учреждением ошибки являются описками (опечатками), которые при правильном указании иных сведений в форме по типу «исходная» (имени, фамилии, страхового номера и ИНН) позволили территориальному органу пенсионного фонда идентифицировать застрахованное лицо.

Суд кассационной инстанции коллег поддержал, обратив внимание на следующее.

Абзацем 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений и представление им неполных и (или) недостоверных сведений.

Однако из содержания акта и решения фонда невозможно сделать вывод о том, в чем именно заключается недостоверность представленных сведений, в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения и каким образом данное обстоятельство повлияло на правильность исчисления страховых взносов.

Пропуск буквы в отчестве не может быть квалифицирован как представление недостоверных сведений в смысле, придаваемом этому понятию Законом № 27-ФЗ, поскольку этот закон не предполагает привлечение к ответственности за ошибки в правописании и опечатки, которые не влекут за собой невозможность для пенсионного фонда идентифицировать застрахованное лицо, произвести учет сведений о нем. Из материалов дела следует, что допущенная опечатка таких последствий не повлекла, сомнений в личности застрахованного лица у пенсионного фонда не возникло.

При этом сам пенсионный фонд в акте о выявленном правонарушении квалифицировал указанное обстоятельство как ошибку, а не как недостоверность представленных сведений. Вместе с тем решением фонда страхователь привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений.

Суд кассационной инстанции отклонил ссылку фонда на то, что сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» с исправлением недостоверных сведений предоставлены за пределами пятидневного срока, поскольку фонд учреждение к ответственности за представление сведений с нарушением установленного срока не привлекал.