1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 959

МЭР отмечает снижение проверок бизнеса, предприниматели жалуются на рост штрафов и уголовных дел

МЭР отмечает снижение проверок бизнеса, предприниматели жалуются на рост штрафов и уголовных дел

Резкое сокращение числа проверок предпринимателей во время карантина в апреле отметил глава Минэкономразвития во время «правительственного часа» в Госдуме. Однако мониторинги бизнес-омбудсмена показывают, что при обычном режиме работы количество проверок сокращается, но размеры штрафов растут. При этом использование уголовных дел для давления на бизнес увеличивается.

Количество проверок бизнеса в условиях самоизоляции в апреле снизилось в 15 раз по сравнению с серединой весны прошлого года, заявил на днях министр экономического развития Максим Решетников в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе.

Глава экономического ведомства напомнил, что поддержанный депутатами законодательный пакет решений по снижению административной нагрузки в период карантина стал беспрецедентным как по скорости принятия, так и по масштабу.

Тем временем «Индекс административного давления», который рассчитывает аппарат бизнес-омбудсмена в 85 регионах страны, показывает, что в обычном режиме работы ситуация выглядит иначе. Многочисленные избыточные требования административных проверок не ликвидированы. Число проверок снижается, но при этом штрафов становится все больше. В течение последнего года к административной ответственности было привлечено более 1 млн только юридических лиц. Суммарные штрафы, по данным Росстата, превысили 240 млрд руб.

Проверки замещаются иными формами контроля и надзора («рейдами», «контрольными закупками», возбуждением дел по КоАП РФ), причем государственная статистика их учета не ведет. Между тем завуалированные формы проверок занимают весомую часть в контрольно-надзорной деятельности госорганов. Например, доля дел по КоАП РФ без проведения официальных проверок в практике Росприроднадзора составляет более 65% (50% от суммы штрафов), Россельхознадзора — 50% (более 30% штрафов), ФАС России — 93% (97% суммы наложенных штрафов).

Самое сложное положение в плане административного прессинга бизнеса складывается в Республике Коми, Чеченской Республике, Иркутской области, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике.

Вместе с тем совместная отработка показателей прошлогоднего Индекса с властями регионов, органами прокуратуры и уполномоченными по защите прав предпринимателей, по словам Б. Титова, показала большие возможности влиять на ситуацию.

В результате позиции многих субъектов Федерации в Индексе за год улучшились.

Самое значительное улучшение показателей продемонстрировала Саратовская область, поднявшись с последнего 81-го места до 28-й позиции. Тульская область широко и высоко шагнула с 70-й ступеньки до 23-го места, Курская область — с 79-й позиции на 66-е место.

А вот ни Ростовская область (80-е место в прошлом году — 71-я позиция в 2020 г.), ни Белгородская область (74-я ступенька в 2019 г. — 75-е место в нынешнем году), несмотря на «исключение» из анализа ситуации со штрафами при весовом и габаритном контроле, из группы аутсайдеров выйти не смогли. В этих субъектах Федерации наблюдается устойчиво сложная институциональная ситуация с контролем и надзором.

Первая же пятерка регионов с самым слабым уровнем административного давления на предпринимателей выглядит так: Ульяновская область, Удмуртская Республика, Республика Карелия, Республика Адыгея и Приморский край.

Что касается изменений в работе федеральных ведомств, то по ряду показателей контрольно-надзорные органы улучшили свои позиции.

Самая позитивная динамика по сравнению с прошлым годом сложилась у Роспотребнадзора. Здесь выросла доля предупреждений по итогам проверок (с 11,9 до 15,1%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством (более чем на 400 млн руб.), и сократилась доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок (до 15%).

Росприроднадзор и Россельхознадзор больше всех увеличили долю предупреждений, накладываемых по итогам проверок, и сократили долю проверенных субъектов. Однако по обоим ведомствам доля проверок, включенных в единый реестр, составляет немногим более половины, остальное приходится на иные формы контроля (к примеру, рейды) и дела, возбужденные по КоАП РФ. Оба ведомства также нарастили штрафы по экономическим делам: Россельхознадзор — на 100 млн руб. (до 1 млрд руб.), Росприроднадзор — на 300 млн руб. (до 900 млн руб.).

Ростехнадзор увеличил долю предупреждений по итогам проверок до 10,6%, а также снизил число проверенных за год организаций с 72,6 тыс. в 2018 г. до 52,2 тыс. в 2019 г. Но штрафы, наложенные ведомством, выросли в 1,5 раза — с 2,9 млрд руб. до 4,5 млрд.

МЧС показал некоторое снижение числа предупреждений по результатам проверок (на 4%) и рост доли организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору (на 1,4%). Это может быть связано с увеличением внимания государственной противопожарной службы к объектам социального сектора (они в основном находятся на государственном и муниципальном балансе). Общая сумма штрафов, наложенных ведомством по экономическим статьям, выросла на 200 млн руб., достигнув 1,1 млрд (рост более чем на 20%).

А в сфере контроля за управляющими организациями ЖКХ (жилинспекциями) продолжается стремительное ухудшение ситуации. Тут снизилась доля предупреждений на 6,6% (до 16,2%), увеличились штрафы с 1,3 млрд руб. до 2,4 млрд руб. Региональная практика показывает, что в «отстающих» субъектах Федерации банкротства управляющих организаций исчисляются десятками.

Роструд впервые попал в Индекс административного давления. По сравнению с 2018 г. общая сумма штрафов, наложенных ведомством, снизилась на 300 млн (до 2,9 млрд руб.), а доля проверяемых организаций несущественно выросла на 0,2%.

Очень острой по-прежнему остается тема использования уголовных дел для давления на предпринимателей. Несмотря на изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, и разъяснения Верховного суда РФ, системные проблемы в этой сфере, по оценке бизнес-омбудсмена, до сих пор не решены.

Значительная часть предпринимателей, как и раньше, привлекается к уголовной ответственности по «универсальной» ст. 159 УК РФ о мошенничестве (на ее долю в минувшем году пришлось 55% всех обращений к Уполномоченному, связанных с уголовным преследованием). Во многих случаях ее применение является результатом перевода гражданско-правовых споров в уголовно-процессуальную плоскость.

Подавляющая часть (74,3%) экспертов-юристов (адвокатов, прокуроров, правозащитников и ученых), опрошенных аппаратом бизнес-омбудсмена, считают ведение бизнеса в России небезопасным занятием. Причем среди самих предпринимателей доля таких ответов составляет 93,7%.

В этих «приближенных к боевым» условиях редакция «ЭЖ» поздравляет наших читателей с Днем предпринимателя и желает, чтобы резко снизилось административное давление на их бизнес, а риски уголовного преследования упали до нуля.