1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 84

Лицензию управляющей компании нельзя аннулировать из-за того, что у нее нет в управлении домов

Жилищная инспекция потребовала аннулировать лицензию управляющей компании, поскольку она фактически не вела свою деятельность более полугода. ВС РФ решил, что аннулирование лицензии в этом случае незаконно.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-26163 по делу № А41-99891/2018

Заявитель

Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Ответчик

ООО «Управляющая компания жилого комплекса „Малаховское озеро“»

Суть дела

В 2015 г. компания получила бессрочную лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В Реестре лицензий Московской области сведения об управлении многоквартирными домами в период с 11.01.2018 по 31.08.2018 отсутствовали. В связи с этим Лицензионная комиссия Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами приняла решение об обращении инспекции в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной компании лицензии на управление многоквартирными домами.

Позиция судов

Суд первой инстанции удовлетворил это требование. Апелляция и кассация оставили его без изменения. Суды исходили из того, что в реестре лицензий субъекта РФ отсутствовали сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляла компания, в течение более шести месяцев.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты и отказала в удовлетворении заявления жилищной инспекции Московской области об аннулировании лицензии.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании). Лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (ст. 3 Закона о лицензировании). То есть лицензия — это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности, и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона о лицензировании, ни положениями ЖК РФ.

Положения ЖК РФ, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона о лицензировании в рассматриваемой сфере правоотношений (ч. 5 ст. 192 ЖК РФ). Лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии (ч. 12 ст. 20 Закона о лицензировании). Жилищным кодексом также установлен судебный порядок аннулирования лицензии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ). Рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным ЖК РФ.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 485-ФЗ) указанная норма была дополнена фразой: «а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат». Этим же Законом в ст. 198 ЖК РФ были введены ч. 5.2—5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ. Часть 2 ст. 199 ЖК РФ в редакции Закона № 485-ФЗ была изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в ч. 5—5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из пояснительной записки к Закону № 485-ФЗ следует, что целью принятия этого закона было устранение правового пробела в отношении невозможности аннулирования лицензии при выявлении существенных нарушений в деятельности лицензиата, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора.

Для этого Законом № 485-ФЗ в ст. 198 ЖК РФ были введены ч. 5.2—5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий. Из этого можно сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании ч. 2 ст. 199 ЖК РФ в редакции Закона № 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта РФ, в результате чего в реестре отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Норма ч. 2 ст. 199 ЖК РФ в совокупности с положениями раздела X ЖК РФ в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности и невнесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта РФ, является противоправным и влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. У компании в управлении отсутствовали многоквартирные дома, то есть право на занятие лицензируемой деятельностью не было реализовано. По этой причине в реестре лицензий субъекта РФ отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет компания. Иное жилищная инспекция не доказала.

ВС РФ указал, что отсутствие в управлении компании многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у компании при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает ее возможности заниматься определенным видом деятельности.