Экономика участия (sharing economy): необходим новый взгляд на старые бизнес-модели

| статьи | печать

В последние годы стала популярной тема совместного потребления ресурсов (экономика участия, или по-английски sharing economy). Речь идет о том, что при наличии избыточных ресурсов гораздо выгоднее организовать их совместное использование. О том, что может предпринять бизнес в рамках этого явления в сегодняшних непростых условиях, пойдет речь в этой статье.

Sharing economy как новое направление в экономике активно развивается последнее десятилетие и оказывает влияние на бизнес-модели.

Надо отметить, что оно не новое, стоит вспомнить существовавшие в советское время пункты проката техники и инструментов. Но оно не было таким массовым, как сейчас. Все облегчили новые технологии, интернет и постоянное использование смартфонов в режиме 24/7. Огромное количество платформ (компаний-посредников) позволяет на платной основе соединить заинтересованных клиентов (как физлиц, так и компании) и владельцев ресурсов (транспорта, жилых и нежилых помещений, видео- и аудиоконтента), сюда же относятся и площадки для рекрутинга кадров.

Чем обусловлена популярность экономики участия?

Широкое распространение данной модели вызвано ростом числа сторонников осознанного потребления, понимающих, что лишние вещи и имущество — это и лишние хлопоты, и нагрузка на экологию. Эта идея становится популярной у разных слоев населения, независимо от степени обеспеченности. Потребитель, покупая ту или иную вещь или становясь владельцем имущества, начинает нести ответственность за него и все эксплуатационные издержки. Таким образом, отказываясь от покупки, можно существенно сэкономить. Простой пример — прокат автомобилей: клиенту каршеринга не нужно проходить техосмотр, платить за гараж, ремонт, оплачивать страховку или налоги.

Молодые люди не так склонны к накоплению, владению вещами и недвижимостью, как их родители. Это связано со множеством причин, в том числе с их большей мобильностью, более интенсивным потреблением интернета и приложений смартфона, где можно легко и быстро заказать еду, арендовать жилье, машину, мебель и т.д.

Речь идет не только о совместном потреблении ресурсов, за которое люди платят, но и об использовании платформ, соцсетей для некоммерческих проектов, где участники делятся ресурсами бесплатно. При этом потребляются не только материальные, но и нематериальные ресурсы (например, онлайн-курсы, бесплатный контент для чтения, просмотра и прослушивания).

Что может принести бизнесу данная модель?

Экономика участия как бизнес-модель подразумевает платное совместное потребление и использование ресурсов, хотя для продвижения продаж можно и нужно использовать частично бесплатное участие (хотя бы на первых этапах). Что может взять на вооружение бизнес уже сейчас, когда форс-мажор в виде пандемии создал проблемы бизнесу? Есть несколько направлений, о которых стоит подумать, например:

  • анализ цепочки создания стоимости и поиск путей сотрудничества с поставщиками; возможно, появится потенциал снижения затрат за счет совместного решения вопросов, например, хранения, оптимизации складских помещений;

  • поиск новых возможностей коммуникации с конечным потребителем за счет использования возможностей партнеров по цепи поставок;

  • обсуждение вопросов совместного использования транспорта с другими компаниями (даже не из сферы своего бизнеса и не партнеров по цепочке поставок);

  • расширение сотрудничества со службами доставки, логистическими компаниями, магазинами в шаговой доступности.

Недавно состоявшийся Synergy Online Forum также подтвердил: во многом бизнес поставлен перед необходимостью объединяться. Многие компании открыто делятся опытом в области e-commerce, наработками взаимодействия с маркетплейсами и службами доставки, ищут пути взаимодействия по цепочке поставок, делятся опытом организации удаленной работы. По сути, и здесь речь идет о тенденции развития в сторону экономики участия.

***

Сегодняшняя ситуация как для бизнеса, так и для потребителей (теряющих работу и платежеспособность) будет способствовать распространению бизнес-модели экономики участия, что позволит многим компаниям выстоять.