1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 635

Проект процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях. Как изменится процесс на практике?

На публичное обсуждение вынесен проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях. Предполагается, что все процессуальные вопросы из КоАП РФ перейдут в отдельный кодекс. В нем будут предусмотрены правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, исполнения наказаний и т.д. Среди новшеств — включение в кодекс случаев, когда можно будет оплачивать только половину штрафа. Например, это будет возможно по правонарушениям в таможенной сфере. В перечень мер процессуального обеспечения включили административное приостановление деятельности отдельных объектов либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банках и некоторые другие. Если новый кодекс примут, то он может вступить в силу уже с 2021 г.

Минюст России разместил на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов три законопроекта, касающихся рассмотрения административных правонарушений. Один из них — это проект нового КоАП РФ (подробнее см. материал «Проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Как изменится административная ответственность для бизнеса?», «ЭЖ-Юрист», № 07, 2020). Второй — проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (ID проекта 02/04/01-20/00099061). Третий — общий проект о вводе в действие нового КоАП РФ и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (ID проекта 02/04/01-20/00099058).

Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — законопроект) подготовлен на основе Концепции нового КоАП РФ, опубликованной на сайте Правительства РФ 10.06.2019. Его публичное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных актов закончилось 27.02.2020.

В этом законопроекте предлагается выделить из КоАП РФ нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, объединив их в рамках отдельного Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно проекту структура Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях схожа с другими процессуальными кодексами. Он будет содержать пять разделов:

  • общие положения. В этом разделе содержатся принципы производства по делам об административных правонарушениях, процессуальные сроки, порядок использования электронных документов, меры обеспечения, доказательства и т.д.;

  • порядок производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами, их должностными лицами. Например, указано, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении будет получение должностным лицом, уполномоченным возбудить дело, результата проведения проверки (ч. 2 ст. 5.1 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях);

  • рассмотрение (пересмотр) дел об административных правонарушениях в суде;

  • исполнение административных наказаний;

  • правовая помощь по делам об административных правонарушениях.

Объединение дел

В законопроекте предлагается предоставить суду право объединять несколько дел об административных правонарушениях в одно производство. Речь идет о совершении одним лицом двух и более правонарушений (по правилам ст. 3.30 КоАП РФ в редакции проекта).

В этом случае суд по собственной инициативе либо по ходатайству лиц, участвующих в деле, сможет решить вопрос об объединении дел об административных правонарушениях для рассмотрения в одном производстве. Определение суда об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство можно будет обжаловать вместе с постановлением по делу об административных правонарушениях (ст. 8.34 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Привлечение юристов и переводчиков

Появятся дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи. В проекте предусмотрено, что каждый имеет право пользоваться в ходе производства по делу об административном правонарушении квалифицированной юридической помощью. Причем в отдельных случаях юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 3, 4 ст. 1.11 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользоваться юридической помощью будет считаться существенным нарушением процессуальных требований, что приведет к отмене постановления (примечание ст. 7.7, 9.17 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Еще предусмотрена возможность участия представителя (адвоката) в деле без доверенности либо без ордера адвоката, если потерпевший или лицо, в отношении которого ведется производство, заявит ходатайство об этом (ч. 15 ст. 2.3 проекта Процессуального кодекса об административных правонарушениях).

Предлагается предоставить свидетелям право являться на допрос с адвокатом и пользоваться его юридической помощью. Еще он сможет пользоваться бесплатно помощью переводчика (ч. 3 ст. 2.5 проекта Процессуального кодекса об административных правонарушениях).

Деньги, которые можно будет вернуть при прекращении дела

В состав судебных издержек включены суммы, выплачиваемые лицу, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, его законному представителю, на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), а также сумм, израсходованных на покрытие услуг представителя, в том числе адвоката. При прекращении производства по делу в отсутствие состава или события правонарушения все эти судебные издержки возместят за счет бюджета (ч. 1, 4 ст. 1.18 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Еще в этом случае можно будет взыскать компенсацию морального вреда. Так, моральный вред, причиненный лицу в ходе производства по делу об административном правонарушении незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, будет подлежать возмещению (ст. 1.4 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Срок давности

Положения о сроке давности привлечения к административной ответственности будут применяться как на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, так и на стадии пересмотра вступившего или не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, если разрешается по существу вопрос о привлечении лица к ответственности либо вопрос о возвращении дела на новое рассмотрение после прекращения производства по делу (ст. 10.11 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом нужно учитывать, что в КоАП РФ предлагается закрепить срок давности — один год (вместо двух или трех месяцев, как сейчас).

В постановлении об освобождении от административной ответственности и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только обстоятельства, связанные с истечением срока давности привлечения к ответственности. А при прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности не могут содержаться выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении (ч. 15, 16 ст. 8.39, ч. 3 ст. 9.17 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Доказательства

В Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях собираются включить главу о доказывании и доказательствах. Указано, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются сведения о фактах, на основании которых суд, прокурор, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие определенных обстоятельств (ст. 3.2 проекта Процессуального кодекса об административных правонарушениях). Сейчас в КоАП РФ указано, что доказательства — это любые фактические данные (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Меры процессуального обеспечения

Предлагается ввести новую меру процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении — обязательство о явке.

Цитируем документ

При необходимости у лица, законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего или свидетеля судом, прокурором, органом, должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, может быть взято обязательство о явке. Лицо, нарушившее обязательство о явке, может быть подвергнуто приводу <…>.

Часть 1 ст. 4.8 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях

В перечень мер процессуального обеспечения включили также административное приостановление деятельности отдельных объектов либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банках. Их можно будет обжаловать в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения о применении соответствующей меры обеспечения (ст. 4.1, ч. 3 ст. 4.4 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оплата половины штрафа

В некоторых случаях можно будет оплачивать только половину назначенного штрафа. В частности, если штраф назначен за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, правонарушений в области дорожного движения (за исключением отдельных правонарушений), а также за совершение правонарушений в области таможенного дела, в области транспортной безопасности. Но право на 50%-ную скидку можно будет получить только при оплате не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания, а при совершении правонарушения в области таможенного дела — не позднее 20 дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.

Если копия постановления о назначении штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения постановления, этот срок может быть восстановлен судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление. Для этого необходимо будет подать ходатайство. Если исполнение административного штрафа было отсрочено или рассрочено, административный штраф придется оплатить в полном размере (ч. 5 ст. 12.2 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).

Вступление в силу

Предполагается, что Процессуальный кодекс об административных правонарушениях (вместе с новым КоАП РФ) вступит в силу 01.01.2021. С этой даты суды и должностные лица прекратят рассматривать дела, которые по новым правилам не будут являться правонарушениями.

Органы и должностные лица, которые больше не будут полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, передадут не рассмотренные до 01.01.2021 дела уполномоченным органам.

Поскольку в КоАП РФ предусмотрена обратная сила положений, смягчающих или отменяющих ответственность за административное правонарушение, судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны будут пересмотреть вынесенные ими до 01.01.2021 и неисполненные постановления о наложении административных наказаний.