1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 250

Расходы на электронный авиабилет: налоги разные, а требования одни

По мнению Минфина России, маршрут-квитанция электронного билета должна быть в организации не только для подтверждения командировочных расходов при расчете налога на прибыль, но и для обоснованности применения освобождения от НДФЛ. Такая позиция высказана ведомством в письме от 28.01.2020 № 03-03-06/1/4908.

Подтверждаем расходы для налога на прибыль...

Специалисты Минфина России неоднократно в своих разъяснениях приходили к выводу, что если организация приобретает электронный авиабилет, для целей налогообложения прибыли документальным подтверждением указанных расходов могут являться маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон со штампом о прохождении досмотра в аэропорту (письма от 28.02.2019 № 03-03-05/12957, от 17.12.2018 № 03-03-07/91528, от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65429). Аргументировалась данная позиция следующим образом.

Маршрут-квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», далее — приказ № 134). То есть в ней содержится стоимость перелета.

Что касается посадочного талона, то он подтверждает факт потребления услуги перевозки. Согласно п. 84 Правил воздушных перевозок, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. Кроме того, посадочный талон должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.

Именно эти документы, по мнению Минфина России, лучше всего подтвердят расходы на приобретение авиабилета. При этом финансовое ведомство отмечало, что организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

В комментируемом письме специалисты Минфина России подтвердили неизменность вышеприведенной позиции.

...и для НДФЛ

Финансисты указали, что документальное подтверждение расходов на приобретение электронного авиабилета необходимо и для применения освобождения от НДФЛ. Дело в том, что не облагаются НДФЛ все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая направление в служебную командировку. Основание — п. 1 ст. 217 НК РФ. А согласно абз. 12 указанной нормы из-под налогообложения выведены фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места командировки и обратно.

В комментируемом письме специалисты Минфина России отметили, что в целях применения положений абз. 12 п. 1 ст. 217 НК РФ расходы должны быть документально подтверждены в порядке, предусмотренном действующим законодательством, то есть по формам, утвержденным приказом № 134. Получается, что для подтверждения обоснованности использования освобождения от НДФЛ организации необходима маршрут-квитанция электронного билета.

Аналогичную позицию финансисты высказывали и ранее (письма от 06.03.2012 № 03-04-06/3-57, от 21.03.2011 № 03-04-06/6-49). А в письме от 05.02.2010 № 03-03-05/18 специалисты Минфина России указали, что при отсутствии документального подтверждения целевого использования денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер и они подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях. Если подлинники проездных документов были потеряны, то можно представить дубликат проездного документа или копию экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справку из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.