Мишустин стал главным по национальным проектам

| статьи | печать
Мишустин стал главным по национальным проектам

Результаты реализации национальных проектов в прошлом году показали, что около 150 млрд руб. выделенных бюджетных средств не были израсходованы на их воплощение в жизнь. Причем почти половина целей проектов даже не попала в показатели работы федеральных ведомств. Исправить ситуацию предстоит новому премьеру Михаилу Мишустину, который получил расширенные полномочия. Правительство уже предложило внести изменения в систему управления нацпроектами и намерено применять меры дисциплинарной ответственности к нерадивым чиновникам.

Первое заседание президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в новом составе провел на днях премьер М. Мишустин. Прошлый год, по словам главы правительства, был особенным с точки зрения исполнения приоритетных проектов: «Это был старт практической работы. Механизмы исполнения национальных проектов только еще отлаживались. И поэтому на законодательном уровне было принято решение о возможности переноса неиспользованных средств с прошлого года на этот год».

При общей сумме утвержденных бюджетных расходов на приоритетные проекты в размере 1,75 трлн руб. к началу текущего года неиспользованными остались 148 млрд руб., или 8,5% средств. Так, на проекты «Экология» фактически было израсходовано 66,3% выделенных денег, на «Цифровую экономику» — 73,4%, «Производительность труда и поддержку занятости» — 87,1%, «Комплексный план развития инфраструктуры» — 88,4%, «Международную кооперацию и поддержку экспорта» — 89,1%.

Интересная деталь: стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, проведенный Счетной палатой, показал, что в планах деятельности федеральных ведомств из показателей национальных проектов учтено лишь 55%.

«Наша задача — разобраться с причинами, по которым возникла эта ситуация, и принять все меры, чтобы это больше не повторялось, — подчеркнул М. Мишустин.

— Решение о переносе неиспользованных средств с 2019-го на 2020 г. было, еще раз повторю, исключительным. В этом году такого быть не должно».

Для повышения эффективности реализации национальных проектов правительство намерено внести определенные изменения в систему их управления. Они предполагают получение конкретных результатов уже в конце этого года, тесную координацию работы с регионами и учет мнений обычных граждан о ходе реализации проектов.

Во-первых, по каждому проекту в ближайшее время предстоит актуализировать перечень результатов, которые можно будет предъявить населению в конце этого года. «Такая работа уже проделывалась, такой перечень вместе с коллегами был разработан, — заметил вице-премьер Андрей Белоусов. — Он есть, довольно внушительный, но нам важно определить и четко отслеживать реализацию действий, которые ведут к этому результату, и на этом сосредоточить наше внимание. Показатели показателями, это, безусловно, важно, общее достижение вех и так далее, но прежде всего нам надо отслеживать цепочку, которая приведет к достижению результата, который мы надеемся получить как общественно значимый результат».

Во-вторых, необходимо более тесно координировать работу с регионами. В настоящее время в субъектах Федерации, по словам г-на Белоусова, реализуется более 4 тыс. региональных проектов — почти 50 проектов на один регион. Вся эта масштабная работа координируется проектными офисами. В среднем в проектном офисе в субъекте Федерации работают шесть человек, которые ежедневно и еженощно пишут разного рода справки, отчеты и доклады. Поэтому реальная работа по реализации проектов внутри регионов координируется очень слабо.

Руководству субъектов Федерации нужно резко активизировать работу в региональных проектных офисах, сформировать необходимую штатную численность, укомплектовать их и подчинить непосредственно главе субъекта и его ключевому заместителю. Кроме того, предстоит обеспечить выполнение решения правительства, которое предусматривает внесение в «Электронный бюджет» всей необходимой информации по нацпроектам на региональном и муниципальном уровнях.

В-третьих, Кабинет министров обещает наладить обратную связь с населением — получать информацию от граждан о реальном положении дел с нацпроектами. «У нас есть очень хороший опыт Минтранса, я имею в виду систему „Эталон“. Мы смотрели недавно с министром, как она работает, — сообщил А. Белоусов. — Есть аналогичная система в ОНФ, которая что позволяет делать? Любой гражданин, зная, что в его районе в зоне шаговой доступности строится какой-то объект — в данном случае речь идет о дорогах, которые ремонтируются, — может найти на электронной карте соответствующую дорогу и начать ее контролировать: войти туда в интерактивном режиме, написать какие-то замечания, суждения и так далее. И соответственно, Минтранс все эти вещи начинает отрабатывать. Эта обратная связь дала очень большой эффект, потому что сняла практически полностью недовольство граждан состоянием этих объектов. 90% недовольства связано на самом деле с непониманием и незнанием».

Вице-премьер предложил кураторам проектов по своим направлениям проработать возможность создания аналогичных систем — в тех случаях, когда существует большое количество региональных объектов. Создание таких интерактивных карт потребует времени, не очень больших денег, но зато обеспечит вовлечение граждан в реализацию национальных проектов в буквальном смысле этого слова.

В-четвертых, целесообразно упростить процедуры управления национальными проектами. «Последняя итерация была проведена летом прошлого года, были существенно расширены полномочия проектных комитетов и кураторов национальных проектов по внесению и самостоятельному принятию решений о внесении изменений в паспорта проектов и „Электронный бюджет“, — напомнил А. Белоусов. — Но судя по тому, какая тут складывается ситуация, эта работа должна быть продолжена... Нам тут надо идти на радикальные изменения, потому что система номинально гибкая, а на деле оказывается, что иногда месяцы приходится тратить на то, чтобы внести изменения в „Электронный бюджет“».

Успешному внедрению предложенных правительством изменений в систему управления нацпроектами будет способствовать бóльшая самостоятельность нового премьера в вопросах их реализации. М. Мишустин получил право самостоятельно проводить заседания президиума Совета по стратегическому развитию, решающего все ключевые вопросы, связанные с приоритетными проектами.