1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 46

Внутренний туризм: тогда они едут к вам…

Всероссийский центр изучения общественного мнения и Центр развития региональной политики составили рейтинг наиболее перспективных регионов России с точки зрения развития внутреннего туризма. Представляем основные выводы проведенного ими исследования.

В 2019 г., говорится в исследовании ВЦИОМ (http://www.wciom.ru) и Центра развития региональной политики, число туристических поездок внутри России составило свыше 60 млн. Из них порядка 15 млн — это въездной туризм (из Китая, Казахстана, Украины). Основная часть туристов (около 45 млн) — российские граждане. При этом число туристических поездок из России составляет около 24 млн. Лидерами по числу таких путешествий россиян являются Турция, Абхазия и Финляндия. Однако отдыхающие там туристы уже в 2020—2021 гг. могут при определенных условиях переориентироваться на отдых в России.

Рынок российских туристических услуг пока формируется преимущественно в центральной части России: в Москве и Санкт-Петербурге (до 60% всего), 25% — в крупных городах-миллионниках, еще 10% — в средних по численности населенных пунктах богатого Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т.д.) и только 5% — в остальных городах и сельских поселениях.

В России имеется существенный потенциал для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45%) путешествуют не менее одного раза в год, большинство — по России. Также среди тех, кто предпочитает путешествовать за рубеж, большинство (81%) выразили желание совершать туристические поездки по нашей стране при сопоставимости условий. В целом же такого мнения придерживается более половины россиян (56%).

Массовое желание путешествовать по России, считают авторы исследования, можно рассматривать как один из ключевых факторов, связанных с фиксацией идентичности (язык, ментальность, ландшафт). Трансформации такого желания в конкретные действия (покупка путевки, бронирование билетов, отеля и т.п.) препятствуют сложности коммуникационного, информационного, социального и экономического характера.

Комфорт и уровень сервиса не являются основополагающими факторами в формировании туристических предпочтений россиян. В отличие от стоимости поездок по России, которая чаще всего не позволяет нашим соотечественникам массово и регулярно их совершать.

Одним из эффективных инструментов развития внутреннего туризма на территории нашей страны экспертам ВЦИОМ и Центра развития региональной политики представляется его популяризация не в виде рекламы и агитации, а путем увеличения в медиасфере (СМИ, социальные сети) качественной информации о регионах, их возможностях и особенностях. Эту задачу частично решает событийный туризм (например, фестивали вроде Alfa Future в Нижнем Новгороде, «Пермский период», Архстояние в Калужской области, «Нашествие» в Тверской области, «День Вулкана» на Камчатке, Индустриальное биеннале на Урале и т.д.).

Авторы исследования подчеркивают, что особо важна популяризация российских регионов, их особенностей и достопримечательностей в молодежной среде (через учебные заведения, социальные сети, специальные мероприятия и т.п.). Туристические предпочтения российской молодежи отличаются от предпочтений людей старшего возраста. При этом молодые люди слабо информированы о российских регионах и их туристическом потенциале.

Необходима также и культурная популяризация — создание в регионах культурных точек, центров искусства (таких, как Государственный центр современного искусства), проведение выставок и международных культурно-образовательных проектов, гастрофестивалей и т.д. Все это, считают специалисты ВЦИОМ и ЦРРП, позволит побороть ряд стереотипных представлений о регионах (как об «опасных», «скучных» или исключительно «промышленных»). Их исследование показало, что почти половина россиян (49%) путешествуют с целью познакомиться с новыми местами и культурными достопримечательностями, найти новые впечатления. При этом наблюдается недостаточная информированность, как следствие — возникновение негативных стереотипов в отношении отдельных регионов.

«Данные нашего исследования свидетельствуют о высоком интересе среди россиян к путешествиям внутри России. Туристические операторы, пострадавшие от роста цен в долларах и евро, также заинтересованы в развитии внутреннего туризма. При этом хорошо известные и освоенные направления — Москва, Петербург, Крым, Сочи — работают на пределе инфраструктурных мощностей. В этой связи дальнейшее расширение туристических потоков представляется оптимальным прежде всего за счет освоения новых, пока “нераскрученных” направлений, а не перегрузки “фаворитов”, — считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — При верном подходе уже в 2020—2021 гг. число внутренних туристов можно увеличить на 20—30%. Однако необходимы качественно и верно выстроенные подходы к работе с той частью населения, которая сегодня выбирает отдых за рубежом. Дополнительный резерв также составляют граждане, отказывающиеся от путешествий по России по иным причинам (дороговизна, качество инфраструктуры, отсутствие времени и т.п.).

Наряду с этим при формировании свежих предложений туристический бизнес также сталкивается с рядом трудностей, решить которые в одиночку довольно сложно, а иногда и невозможно: слабая информированность населения о культурных и природных особенностях регионов, низкая транспортная доступность, высокая конкуренция со стороны выездного туризма и т.д.

Наше совместное исследование, опираясь на полученные в ходе опроса социологические данные, выявляет тенденции с двух сторон — потребителей и туристического бизнеса. В частности, фиксирует наиболее проблемные участки и коммуникативные пробелы, для разрешения которых требуется активное участие со стороны как федеральных и региональных органов власти, так и общественности, профессиональных ассоциаций и т.д.».

Регионы России, в которых россияне чаще всего отдыхали в последние пять лет (кроме региона своего проживания), открытый вопрос, один ответ, % респондентов, варианты ответов, названные более 2% респондентов

Регион, город федерального значения

Результат

Краснодарский край

31

Республика Крым

11

Санкт-Петербург

5

Москва

4

Республика Татарстан

3

Ставропольский край

2

Республика Хакасия

2

Другое

5

Затрудняюсь ответить

3

Источник: исследование ВЦИОМ и ЦРРП

Представьте, что у вас прямо сейчас есть возможность поехать в любую точку России. В какой регион вам было бы интереснее всего поехать с целью…? (открытые вопросы, до трех ответов, %)

Отдых, развлечения

Культурные достопримечательности

Природа, животный мир

Спорт

Восстановление здоровья

Самое интересное место

Крым (29)

Санкт-Петербург (58)

Байкал (19)

Сочи (21)

Кавказ/Минеральные воды (13)

Санкт-Петербург (27)

Байкал (19)

Москва (23)

Алтай (19)

Алтай (4)

Крым (12)

Крым (16)

Алтайский край (17)

Города Золотого кольца (13)

Камчатка (12)

Краснодарский край (3)

Кисловодск (8)

Байкал (13)

Сочи (17)

Казань (10)

Сибирь (10)

Домбай (3)

Москва (7)

Москва (12)

Санкт-Петербург (13)

Крым (5)

Карелия (9)

Кавказ (3)

Краснодар/Краснодарский край (7)

Сочи (9)

Источник: исследование ВЦИОМ и ЦРРП


К сведению

К молодежным направлениям среди перспективных можно отнести:

  • Шантарские острова (67% среди 18–24-летних, 75% — среди 25–34-летних, 66 среди 35–44-летних),

  • Таймыр (54% среди 18–24-летних, 57% среди 25–34-летних),

  • Якутию (49% среди 18–24-летних),

  • Кольский полуостров (56% среди 18–24-летних, 44% среди 25–34-летних),

  • Магадан (45% среди 18–24-летних, 42% среди 25–34-летних).

К числу интересных людям старше 45 лет относятся:

  • Волгоград,

  • Астрахань (65% среди 45–59-летних),

  • Соловки (54% среди 45–59-летних, 51% среди тех, кто старше 60 лет).

Источник: исследование ВЦИОМ и ЦРРП