Через тернии — к цифре. Компании активно внедряют цифровые технологии, несмотря на нехватку средств и низкую адаптивность производства

| статьи | печать

В уходящем году цифровая активность в российской промышленности возросла. Самыми популярными технологиями, которые используют компании, стали роботизация производства, интеграция производственных и управленческих процессов в единую информационную систему и цифровое рабочее место. Вместе с тем увеличились и барьеры, мешающие цифровой трансформации, — дефицит средств, слабая готовность производства и отсутствие цифровых стратегий развития предприятий.

Цифровая активность в компаниях обрабатывающей промышленности в 2019 г., как показывают результаты опроса, проведенного Центром конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, возросла. В течение года продолжилась реализация цифровых задач, находившихся в стадии разработки, а также активно осуществлялся запуск новых проектов.

В целом более 25% «директорского корпуса» отмечали увеличение востребованности использования цифровых технологий на производствах, при этом более 60% топ-менеджеров сочли сложившийся уровень цифровой активности «нормальным».

В число наиболее популярных технологий, которые применяются на предприятиях на «высоком» и «среднем» уровнях, в 2019 г. вошли роботизация производства (4 и 19% соответственно), сквозная автоматизация и интеграция производственных и управленческих процессов в единую информационную систему (3 и 17%) и цифровое рабочее место (3 и 15%).

Вслед за ними по уровню востребованности следуют big data — технологии сбора, обработки и анализа больших объемов данных (1 и 14%), а также технологии радиочастотной идентификации — RFID (1 и 12%). Кроме того, популярными были «облачные» и «граничные» технологии (2 и 10%) и реализация промышленных товаров через интернет (1 и 10%).

На минимальном уровне пока находится востребованность «зеленых» промышленных технологий (полной утилизации и переработки отходов и т.д.), технологий «Интернета вещей», открытого производства, 3D-печати. Не более 5% участников опроса констатировали их использование на своих производствах.

Объем инвестиций вырос, но...

Повышение цифровой активности в большинстве промышленных компаний сопровождалось увеличением инвестиционных расходов на эти цели. Если в 2018 г. в оценках данного показателя с большим перевесом доминировали крайне негативные значения, то в 2019 г. ситуация заметно улучшилась. Ответы топ-менеджеров сместились в сторону позитивных оценок, причем большинство руководителей сообщали о «нормальном» уровне инвестиций в цифровые технологии (их доля возросла с 32 до 50%). В то же время оценку «ниже нормального» дали 36% респондентов против 58% годом ранее.

Наращивание вложений в цифровые технологии подтверждается почти двукратным увеличением доли производств, на которых зафиксирован рост инвестиций в цифровизацию (с 8 до 14%). В результате в 2019 г. баланс оценок показателя вырос на 4 п.п. и составил +9%.

Распределение оценок по уровню ожидаемых результатов от внедрения цифровых проектов показало, что большая часть «капитанов бизнеса» рассчитывают на получение «умеренных» дивидендов. Доля таких ответов колебалась в диапазоне 30—50%. Пессимистично настроенных руководителей, как и тех менеджеров, которые надеялись на получение максимальной выгоды от инвестирования в цифровую трансформацию, было значительно меньше.

Руководители компаний ожидают от внедрения цифровых технологий в первую очередь повышения уровня работы с клиентами, увеличения производительности труда и оптимизации производственных и логистических операций.

«Обращает на себя внимание достаточно весомая доля респондентов, затруднившихся с ответом. Около четверти руководителей не смогли определиться с выбором из перечня возможных будущих эффектов от цифровой трансформации, — отмечает замдиректора ЦКИ Инна Лола. — Вызывает некоторую настороженность, что среди них оказался показатель „рост объемов производства“, который не выбрали 26% топ-менеджеров».

Лишь 25% руководителей компаний надеются на «оптимизацию численности занятых за счет роботизации» в результате цифровой трансформации.

В подавляющей части компаний (80%) сохраняются проблемы с квалифицированными кадрами, способными проводить внедрение цифровых технологий. Реализация большинства сложных задач, связанных с цифровой трансформацией предприятий, проводилась с помощью привлеченных специалистов. Вместе с тем по сравнению с 2018 г. в текущем году почти во всех компаниях зафиксирован рост цифровых компетенций у своих сотрудников.

Так, если в прошлом году в разработке ПО для управления предприятием были заняты 31% собственных и 65% внешних сотрудников, то в 2019 г. их доли составили 41 и 57% соответственно. Аналогичный тренд наблюдался при выполнении функций, связанных с поддержкой систем управления предприятием (ERP, CRM, HR и базами данных), разработкой и поддержкой корпоративных веб-порталов, развитием систем безопасности и защиты данных.

...денег все равно не хватает

Несмотря на рост инвестиций в цифровые технологии, основным фактором, ограничивающим процесс цифровой трансформации обрабатывающих компаний, более 61% топ-менеджеров считают «отсутствие достаточного бюджета» (в прошлом году их доля была меньше — 59%). Одновременно многие руководители предприятий отмечали низкую окупаемость инвестиций (32%), причем в 2018 г. такого мнения придерживались 22% участников опроса.

Еще одним барьером является низкая готовность (адаптивность) производства к цифровой трансформации (37%). В прошлом году доля таких компаний тоже была меньше — 31%. Отсутствие стратегии цифрового развития предприятия отметили 38% топ-менеджеров (в 2018 г. — 30%).

На низкий уровень цифровой грамотности специалистов своих предприятий пожаловался 21% «директорского корпуса», годом ранее этот показатель был меньше (18%).

На существование барьеров для коммерческой деятельности в интернете указывают 8% топ-менеджеров промышленных компаний (ранее на эту проблему жаловались 5% руководителей).

В целом складывается довольно парадоксальное впечатление, что усиление цифровой активности компаний сопровождается увеличением барьеров, тормозящих цифровую трансформацию промышленности. В общем, «через тернии — к звездам», точнее, к цифровым технологиям.