Выездные проверки теряют актуальность ­из-за тотального цифрового контроля

| статьи | печать

Цифровизация налогового администрирования отразилась на контрольной работе. Об этом глава ФНС Михаил Мишустин сообщил на заседании расширенной коллегии ведомства, где обсуждались итоги его работы за 10 месяцев.

Количество проверок снижается, а налоговые доходы растут

По данным ­ФНС, за январь — сентябрь 2019 г. количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тыс. до 7,1 тыс.). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) — один из 5000.

Несмотря на снижение числа выездных проверок, налоговые доходы растут. За 10 месяцев 2019 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 18,9 трлн руб., это на 7,9%, или на 1,4 трлн руб., больше, чем за аналогичный пе­рио­д 2018 г. В федеральный бюджет поступило 10,5 трлн руб. с рос­том на 7,1%, или на 0,7 трлн руб. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть на 8,6%, замедление рос­та поступлений ­НДПИ до +3,4% и введение возвратного акциза для балансирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (возвращено 347 млрд руб.).

Основной вклад в рост поступлений вносят ненефтегазовые доходы, поступления которых в консолидированный бюджет РФ выросли на 12,4%, а в федеральный бюджет — на 18%: ­НДС — 3,5 трлн руб. (+0,5 трлн руб., или 16,7%); налог на прибыль организаций — 4 трлн руб. (+0,5 трлн, или 13,5%); ­НДФЛ — 3,1 трлн руб. (+241 млрд руб., или 8,4%).

Комментируя результаты работы за 10 месяцев, М. Мишустин сообщил, что основной акцент служба делает на добровольном уточнении компаниями своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по конт­рольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 г.

Обоснованность конт­рольных мероприятий подтверждается снижением количества жалоб на результаты выездных проверок. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза — на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель ­DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд руб., или на 1,3%.

В ходе процедур банкротства растет роль согласительных процедур. В бюджет добровольно перечислено 23,8 млрд руб., что превышает поступления девяти месяцев 2018 г. на 5,1%. В рамках мировых соглашений поступления выросли в 1,7 раза и составили 7 млрд руб.

В России создают инспектора-невидимку

«Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики — это развитие бесконтактных технологий конт­роля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», — заявил М. Мишустин. По его словам, яркий пример «незаметного» администрирования — налоговый мониторинг.

Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет инспекторам конт­ролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования до­кумен­тов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 млрд руб.

Еще один новый инструмент, которым гордится налоговое ведомство, — онлайн-кассы. Более 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 млн кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени служба конт­ролирует 3,3 трлн руб. выручки.

«Если посмотреть тренды поступлений налогов за пос­ледние пять лет, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза. При этом удельный вес налоговых доходов в ­ВВП увеличился более чем на 4 п.п., в том числе ненефтегазовых доходов на 3 п.п.», — подчеркнул М. Мишустин. В целом ­ФНС России обеспечивает 3/4 доходов страны, при этом рост поступлений налогов превышает динамику экономики.

Успехи ­ФНС России по внед­рению цифровых технологий в налоговое администрирование впечатляют даже зарубежных экспертов. В этом году в Financial Times вышла ста­тья, в которой говорилось, что в России создают налогового инспектора будущего. Представители зарубежных налоговых администраций регулярно приезжают, чтобы перенять опыт российских налоговиков. По словам главы российского налогового ведомства, в основном зарубежных коллег интересуют пять технологических решений, которые сейчас использует ­ФНС России: это линейка личных кабинетов, онлайн-кассы, ­АСК ­НДС, налоговый мониторинг и налог на самозанятых.