1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 17

Расчет собственного капитала: можно ли отбросить долги по страховым взносам?

Письмо Минфина России от 01.11.2019 № 03-03-06/1/84366 будет интересно организациям, у которых есть долговые обязательства, признаваемые контролируемой задолженностью. Сумма расходов по такому долгу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, зависит в том числе и от величины собственного капитала организации. По мнению финансистов, при расчете данного показателя ­компании должны учитывать задолженность по страховым взносам.

При наличии у компании контролируемой задолженности в состав расходов включается предельный размер процентов. Он рассчитывается путем деления суммы процентов, начисленных организацией по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации. В свою очередь, коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия ­взаимозависимого иностранного лица в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и лизинговых компаний — на 12,5).

Приведенный порядок ус­танов­лен в п. 4 ст. 269 НК РФ. В этой же норме сказано, что при определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита. А как быть с задолженностью по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование? Можно ли и ее не учитывать при расчете величины собственного капитала? С одной стороны, страховые взносы в п. 4 ст. 269 НК РФ не упоминаются, но с другой стороны, порядок их расчета и уплаты установлен Налоговым кодексом.

По мнению специалистов финансового ведомства, сумму задолженности по страховым взносам нельзя исключить из расчета. Для обоснования своей позиции финансисты обратились к положениям ст. 8 НК РФ, в которой приведены понятия налога и сбора. Так, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. А под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской дея­тельности.

В статье 8 НК РФ содержится и понятие «страховые взносы». Это обязательные платежи на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обес­печения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей налогообложения страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций для дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Как видите, Налоговый кодекс разделяет понятия «налог», «сбор» и «страховые взносы». Поэтому страховые взносы нельзя отнести ни к налогам, ни к сборам. Следовательно, для целей ст. 269 НК РФ суммы задолженности по страховым взносам учитываются при определении величины собственного капитала и, соответственно, при расчете предельной величины процентов по контролируемой задолжен­ности.

Отметим, что такой позиции Минфин России придерживается уже давно (письма от 23.01.2007 № 03-03-06/1/23, от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6908).