Российскому рынку SCF остро не хватает малых и средних компаний-поставщиков

| статьи | печать

Компания «ВТБ Факторинг» представила первое в России исследование применения комплексных программ финансирования цепочек поставок — Supply Chain Finance (SCF). Результаты опроса показали, что только 4% респондентов — предприятий малого и среднего бизнеса сегодня используют факторинг для досрочной оплаты контрактов. При этом в течение пяти лет этот рынок может вырасти до 100 тыс. поставщиков, а его объем — превысить 1 трлн руб.

Основными провайдерами комплексных схем финансирования цепочек поставок (SCF) на развитых зарубежных рынках до недавнего времени были банки и факторинговые компании. Сейчас там на первый план все чаще выходят финтехкомпании с более современными и удобными для пользователей решениями. В России же большинство платформ для финансирования поставщиков со­зданы банками, и о конкуренции с финтехкомпаниями пока говорить не приходится, описывают в целом положение дел на российском рынке SCF авторы его исследования.

На пороге второго этапа

По результатам опроса, проведенного компанией «ВТБ Факто­ринг» среди крупнейших компаний, половина из них уже пользуется решениями SCF. При этом 11 компаний из 18 пользуются только банковскими решениями. Две компании дополняют их возможностями других провайдеров, в том числе операторов электронного документооборота (ЭДО).

В то же время, отмечают исследователи, рынок SCF практически не освоен поставщиками: 96% из 400 компаний-поставщиков, охваченных опросом, не участвуют в программах, а половина даже не планируют. При этом есть компании, которые уже задумываются об участии, однако, по мнению 12% из них, этому препятствует нежелание контрагентов. У тех немногих поставщиков, которые все же участвуют в программах SCF, провайдерами решения являются банки и факторинговые компании.

Таким образом, констатируют авторы анализа, российский рынок преимущественно находится на первой стадии развития комплексных программ финансирования цепочек поставок, когда решения доступны только крупным корпорациям и их поставщикам, а провайдерами выступают банки.

Вместе с тем, отмечают аналитики «ВТБ Факторинга», с появлением мультифакторных платформенных решений, когда сервис и техническую часть развивает финтехкомпания, а финансовыми провайдерами являются сразу несколько факторинговых компаний, Россия переходит к следующему этапу эволюции SCF. Мультифакторность позволяет поставщикам выбрать наиболее интересные условия финансирования благодаря конкуренции факторов или в принципе получить доступ к финансированию в режиме «одного окна», поскольку разные факторы отличаются по риск-аппетиту.

Что привлекает в SCF

В России, равно как и за рубежом, 66% руководителей крупных компаний указали, что потребность в оборотном капитале за последний год не изменилась или даже снизилась. Поэтому для них участие в SCF в большей степени интересно не с точки зрения высвобождения собственного оборотного капитала, а с точки зрения возможности управлять стоимостью закупок и продолжительностью отсрочки платежа. На третьем месте по важности — стабилизация цепочки поставщиков.

Последние, в свою очередь, указывают на сравнительно высокую потребность во внешних заимствованиях для пополнения оборотного капитала. Порядка 63% респондентов используют эту возможность, а 18% делают это всегда или очень часто. Основная причина — неудовлетворительная платежная дисциплина дебиторов. Более 90% поставщиков сталкиваются с задержками платежей, а половина из них характеризуют их как частые. При этом три четверти компаний утверждают, что задержки платежей чувствительны для их бизнеса.

Чаще других с задержками сталкиваются поставщики из строительной, транспортной отраслей, оптовой торговли. Они же отметили наиболее критическое влияние платежной дисциплины контрагентов на свой бизнес.

Компании, испытывающие нехватку оборотного капитала, как правило, решают проблему комплексно: и за счет внешних заимствований, и за счет собственной кредитной политики по отношению к дебиторам. Это, подчеркивают авторы исследования, ключевой драйвер для развития программ SCF. Ведь, используя такую программу, поставщик получит денежные средства, а покупатель снизит стоимость закупок за оплату без отсрочки.

При этом, отмечают исследователи, существует прямая и довольно сильная корреляция между частотой заимствований и готовностью предоставлять скидки. Их предлагают 80% компаний из тех, кто все­гда привлекает внешний капитал для пополнения оборотных средств. Из тех компаний, кто это делает не всегда, но часто, скидки предлагают уже 65%. И только 30% компаний, иногда привлекающих оборотный капитал, готовы предоставить скидки.

Участие в программе SCF с точки зрения удлинения отсрочки может быть выгодным для дебиторов: подавляющее большинство поставщиков (85% опрошенных) предоставляют отсрочку не более 60 дней, самая распространенная отсрочка — 30—45 дней. При этом самые короткие отсрочки, до 30 дней, характерны для компаний оптовой торговли, производства и юридического консалтинга. Поэтому крупные компании со значительными закупками у таких контрагентов могут получить максимальную выгоду от запуска программы комплексного финансирования поставщиков, считают аналитики рынка SCF.

Готовность к участию

Почти 70% поставщиков, не планирующих участие в программе SCF, не предоставляют скидки и не финансируют оборотный капитал из внешних источников. Но если смотреть на всю выборку целиком, то поводов для оптимизма перспектив SCF в России больше, считают эксперты «ВТБ Факторинга». Примерно 64% опрошенных компаний готовы предоставить скидки за пред­оплату или оплату по факту, при этом половина из них рассчитывают ее размер индивидуально, а 20% компаний готовы предоставить скидки свыше 3% от стоимости закупки.

Самые «несговорчивые» на скидки компании сосредоточились в строительстве и недвижимости, несмотря на то, что абсолютно все опрошенные компании из этих отраслей сталкиваются с просрочками платежей, а половина из них — постоянно. Но половина из 56 опрошенных компаний в этих отраслях все же готова предоставить скидки, хотя их размер на платежную дисциплину дебиторов не влияет.

В целом, независимо от отрасли, только девять из 86 поставщиков, предоставляющих существенные скидки (3% и более), не жалуются на платежную дисциплину дебиторов. Здесь корректирующее действие программы SCF может быть особенно заметно, логично полагают авторы исследования, ведь она гарантирует поставщику поступление платежа в обмен на скидку.

С позиции крупных дебиторов, согласно опросу, ситуация выглядит немного иначе. Только 53% подтвердили готовность поставщиков предоставлять скидки за оплату без отсрочки. Большинство из них готовы давать скидки в пределах 2—4%. При этом 75% опрошенных крупных компаний оценили потребность своих поставщиков в ранней оплате как среднюю и высокую.

Барьеры и перспективы

Российские и зарубежные финансовые руководители сошлись во мнениях о ключевых факторах успеха SCF. Небольшие отличия наблюдаются лишь в приоритетах. Для иностранных фирм наиболее значимыми являются массовость участия поставщиков, интеграция решения с внутренними системами компании и одобрение смежных с финансовым блоком подразделений. Российские компании также на первое место с минимальным отрывом поставили участие большинства поставщиков, интеграцию с ERP-системами и мультифакторность платформы, то есть открытость для других банков и факторов.

Поддержку SCF внутренними подразделениями компании российские коллеги поставили на четвертое место по важности. Однако именно разногласия между закупочным и финансовым блоками, наряду с интеграцией с ­ERP-системами и длительными сроками подключения, по их общему мнению, стали основным барьером для начала использования SCF.

Кроме того, возможности SCF все еще мало знакомы большинству российских компаний, особенно в малом и среднем бизнесе, который часто страдает от высоких кредитных ставок, жесткой рисковой политики банков, задержек платежей дебиторов, сетуют в заключение исследования его авторы.

Тем не менее они считают, что результаты первого в России масштабного опроса о практике применения SCF показали перспективность этого направления факторинга, и прогнозируют, что на горизонте пяти лет потенциальными участниками программ SCF крупных дебиторов могут стать около 100 тыс. компаний малого и среднего бизнеса, а объем этого рынка может превысить 1 трлн руб.

к сведению

В исследовании компании «ВТБ Факторинг» приняли участие 437 компаний

из 40 отраслей (из них 400 респондентов — поставщики, представляющие малый

и средний бизнес, 37 — дебиторы, крупные корпорации).

Основные результаты исследования приведены ниже.

Поставщики:

63% — финансируют оборотный капитал из внешних источников;

80% — привлекают заемный оборотный капитал, готовы давать скидки дебиторам;

90% — сталкиваются с задер­ж­ками платежей дебиторов;

96% — не имеют опыта участия в программах SCF.

Дебиторы:

50% — пользуются банковскими решениями SCF;

61% — считают мультифакторность важным условием при­соединения к платформе SCF;

66% — используют SCF в первую очередь для изменения усло­вий и сроков платежа поставщикам;

75% — оценивают потребность поставщиков в ранней оплате как среднюю и высокую.

Источник: ВТБ Факторинг