НДФЛ с премии нерезидента: похоже, в споре поставлена точка

| статьи | печать

Долгое время финансисты считали, что с премии, выплачиваемой гражданину — нерезиденту РФ, который трудится за границей, удерживается НДФЛ. Однако в начале сентября Минфин России сменил гнев на милость и решил, что в данной ситуации облагаемого дохода не возникает. Такая позиция содержится в письме от 03.09.2019 № 03-04-06/67598.

Допустим, компания заключила трудовой договор о дистанционной работе с гражданином, который проживает на территории иностранного государства. Так как работник исполняет свои трудовые обязанности за рубежом более 183 дней в году, он для целей НДФЛ имеет статус нерезидента.

Чтобы ответить на вопрос, облагаются ли выплачиваемые такому работнику денежные средства НДФЛ, нужно определить, относится полученный им доход к доходам от источников в Российской Федерации или нет. Если да, то возникает объект обложения НДФЛ (п. 2 ст. 209 НК РФ).

О том, что относится к доходам, полученным за пределами Российской Федерации, сказано в п. 3 ст. 208 НК РФ. Так, в перечень таких доходов включено вознаграждение за выполнение физическим лицом трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами нашей страны (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Понятно, что полученная дистанционным работником — нерезидентом РФ заработная плата полностью подпадает под указанную норму и не облагается НДФЛ. А если компания выплачивает ему годовую премию за достижение трудовых результатов? Можно ли и ее на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ не включать в облагаемый НДФЛ доход работника?

Фискальный подход

До недавнего времени специалисты Минфина России считали, что премии, выплаченные российской организацией своему сотруднику, который долгое время трудится за границей, не являются вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ. Данная премия представляет собой стимулирующую выплату, а она относится к доходам от источников в РФ. Соответственно, с такой выплаты у работника — нерезидента РФ удерживается НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Такая позиция была высказана финансистами в письмах от 21.09.2012 № 03-04-06/6-286 и от 23.01.2012 № 03-04-06/6-13. Аргументировалась она положениями ст. 129 Трудового кодекса. В ней сказано, что заработная плата включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Получается, что, исходя из норм Трудового кодекса, премия относится к стимулирующим выплатам, а не к вознаграждению за труд. А раз так, то она не подпадает под действие подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ и относится к доходам от источников в РФ.

Интересен тот факт, что свою позицию по рассматриваемому вопросу высказали и специалисты ФНС России. И, по их мнению, заработная плата за время исполнения работником-нерезидентом трудовых обязанностей за границей, а также премии по результатам такой работы не являются объектом налогообложения в РФ. К сожалению, налоговики никак не обосновали такую точку зрения. Поэтому следовать ей было опасно, тем более судебная практика по данному вопросу отсутствует.

Ветер перемен

В комментируемом письме финансовое ведомство заново проанализировало положения подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ и ст. 129 ТК РФ и пришло к прямо противоположенному выводу.

Премию за достижение трудовых результатов за год можно отнести к доходам от источников за пределами РФ. Соответственно, полученный дистанционным работником — нерезидентом доход в виде производственной премии не будет признаваться объектом обложения НДФЛ. Следовательно, в отношении указанных доходов организация-работодатель не является налоговым агентом.

Обратите внимание: специалисты Минфина России обозначили одно условие, при выполнении которого будет работать вышеприведенное правило, — премия должна быть предусмотрена трудовыми договорами и принятой в организации системой оплаты труда.

Следует отметить, что четыре года назад Минфин России изменил свой подход к обложению НДФЛ отпускных, выплачиваемых работникам — нерезидентам РФ, которые выполняют свои трудовые обязанности на территории иностранных государств. Так, в письме от 04.08.2015 № 03-04-06/44849 финансисты указали, что к доходам от источников за пределами РФ относятся также такие непосредственно связанные с выполнением трудовых обязанностей, но не являющиеся вознаграждением за труд доходы, как:

  • средний заработок, сохраняемый за работниками на период командировок и очередного отпуска;

  • компенсация за досрочное расторжение трудового договора, выплачиваемая при увольнении;

  • пособие по временной нетрудоспособности.

На сегодняшний день чиновники придерживаются точно такой же позиции (письма Минфина России от 26.08.2019 № 03-04-06/65459, от 09.04.2018 № 03-04-07/23964, ФНС России от 18.10.2018 № БС-4-11/20351@, от 08.06.2018 № БС-4-11/11115@). Хотя ранее в уже упомянутом нами письме от 21.09.2012 № 03-04-06/6-286 финансисты настаивали на том, что с отпускных нужно удержать НДФЛ по ставке 30%.